О тайне Пятого Евангелия

[dropcap]Д[/dropcap]авным-давно, на пустынном берегу греческого острова Кифера, где, по преданию старины далекой, из пены и крови бога-детопожирателя и зачинателя Времени Урана появилась несравненная по красоте Афродита, пишущий эти строки стоял босым под теплым послеполуденным солнцем.

На горизонте миражом маячил дымчатый силуэт другого острова, где полтораста лет тому назад греческий рыбак нашел изваяние Венеры (точнее, той же Афродиты) Милосской. В итоге она стала шедевром Лувра, но без рук. Они потерялись, канули в воду и в Лету во время столкновения местных жителей с французскими пигмалионами в морских кителях. Полный штиль и покой.

Радовали и любовали глаз краски предвечернего небосклона. И внезапно сверху полились звуки, постепенно складывавшиеся в симфонию. Они были подобны мелодиям колокольного перезвона. До этого момента слух их не улавливал. Звуковые волны? Частота? Память всколыхнулась и выдала: «Гармония сфер Пифагора». Звуки плавно окутывали море и пустынный берег, сливаясь с красотой южного берега Киферы. Потом они стихли. Море оставалось безмятежным.

Мудрые греки издавна назвали это состояние морской стихии красивым трехслоговым «ГА-ЛИ-НИ», а выросшие из водной стихии венецианцы придумали «последнему античному полису» – Венецианской республике – эпитет Serenissima, что означало «Безмятежнейшая». Не чересчур ли?

Несколько лет спустя автор этих строк узнал, что все тот же Пифагор, вероятно, придумал слово «космос» для обозначения мира вокруг, но не только его. А и мира-Красоты и мира-Украшения. Отсюда и любимая многими косметика.

Дивное чудо повторилось пару лет спустя, но уже в другом месте и в ином окружении. В одном из монастырских соборов Святой Горы, на Афоне.

План собора Великой Лавры, Афон

Во время литургии. Снова потоки благодатной и согревающей все естество гармонии. Это случилось в раздвинутых – аккуратно разделенных на ровные части – рукотворных сферах, в центре типично афонского храма, или, по словам зодчих, «в трехапсидной с куполом сакральной постройке».

Изобретателем или инициатором считается святой Афанасий Афонский, X век, первый образец – Великая Лавра Афона.

Симфония звуков пронизывала всех и вся. Исток – голоса двух супротив стоявших в боковых апсидах групп монахов-псалмопевцев. Сладко-певцев. Медо-певцев. Вспомнился Мандельштам:

И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.

***

Причал и прибытие на Афон. Рисунок греческого художника Хариса Мендзелопулоса

Уважаемый неизвестный читатель!

Это опыт остался бы неразделенным, если бы не встреча с очаровательной русской женщиной с именем «Безмятежная» (Галин-а). Она дала возможность поделиться этим опытом с вами. Один из авторов

Божественной Литургии, святой Иоанн Златоуст, написал в далеком IV веке загадочную фразу: «Есть великая тайна – Пятое Евангелие». Возможно, пифагорова космическая гармония сфер – это преддверие, врата на пороге перед постижением этой тайны.

Тем, кто был и не был, был и остался на Афоне ПОСВЯЩАЕТСЯ. Всем, кто по зову сердца стремится постичь или постиг тайну Пятого Благовеста.

1(13) января, 2018 г.

Праздник святого Василия Великого


One thought on “О тайне Пятого Евангелия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *