«Созидающий мир»

[dropcap]Г[/dropcap]де бы вы ни услышали джаз, его всегда гораздо легче узнать, чем описать словами. В самом первом приближении можно сказать, что джаз – полуимпровизационная музыка, возникшая в результате 300-летнего смешивания на североамериканской земле двух великих музыкальных традиций, западноевропейской и западноафриканской, т.е. фактического слияния белой и черной культуры. Главные составляющие джаза – европейская гармония, евро-африканская мелодия и африканский ритм.

КИПР В РИТМЕ ДЖАЗА

2-3 ноября в Лимассоле (Кипр) состоялся первый джазовый фестиваль Limassol International Jazz-Pop Festival, организуемый фондом петербургского мецената Вячеслава Заренкова «Созидающий мир». На два дня концертный зал отеля AMARA в Лимассоле превратился в элегантный джазовый клуб. Прекрасная акустика, легкие столики, выход на террасу к морю под звездное небо Кипра… Но самое главное – яркие исполнители и прекрасная музыка, льющаяся со сцены.

Фестиваль был приурочен к 100-летию со дня рождения Нэта Кинга Коула, одного из величайших музыкантов и вокалистов джазовой музыки.

Мы задали несколько вопросов президенту фонда «Созидающий мир» меценату Вячеславу Заренкову:

– Почему именно джаз был выбран темой фестиваля на Кипре?

– Потому что джаз – самая интернациональная культура, которая объединяет весь мир. Джазовую музыку слушают богатые и бедные, независимо от вероисповедания и цвета кожи, – это абсолютно соответствует миссии нашего проекта – содействие культурному диалогу представителей разных стран, поощрение любого творчества с целью сближения культур, стран, людей….

– Какова цель вашего фестиваля, основная сверхзадача?

– В современном мире, к большому сожалению, целые народы порой оказываются враждебно настроенными друг к другу. Мы же, при помощи нашего проекта, хотим сблизить людей из разных стран. Показать, что искусство не знает границ, его мир един, и места в нем хватит всем.

– Как вы считаете, есть польза от таких мероприятий, чего удается добиться?

– Не побоюсь громких слов, но то, что мы делаем, иногда приносит результат больший, чем официальная дипломатия. Когда многие в мире возводят стены, разъединяющие страны, мы стараемся строить мосты, соединяющие культуры…

Во многом успехом своим Limassol International Jazz-Pop Festival обязан мощному музыкальному десанту из Санкт-Петербурга, хедлайнер которого, несомненно, Давид Голощекин – основатель Филармонии джазовой музыки в нашем городе, которую мы все прекрасно знаем, виртуоз-импровизатор, композитор и один из самых авторитетных джазовых музыкантов в мире.

Давид Голощекин:

«Джаз – это импровизация… В каком-то смысле вы наблюдаете всякий раз момент творения. То, как эта вещь звучит сейчас, на этой сцене, с этим коллективом, уже не повторится – каждое выступление уникально в силу импровизации музыкантов…»

Импровизировали коллективы на многих музыкальных инструментах.

Кстати, сам Голощекин играет на 10(!). А замечательный джазовый гитарист из Санкт-Петербурга Гасан Багиров владеет не только гитарой, но еще и скэтом – это джазовый вокализ, где голос используется для имитации музыкального инструмента. Самые известные мировые мастера скэта Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Элла Фицджеральд.

– Но джаз – это не только инструментальное исполнение, это еще и голос!

– Здесь мало просто хорошо петь и пройти серьезную музыкальную подготовку, здесь важна индивидуальная манера, – подтверждает Вячеслав Заренков.

Замечательный российский певец Юрий Охочинский (Санкт-Петербург), продолжающий традиции романтических певцов-крунеров, был одной из звезд Limassol International Jazz-Pop Festival. Бархатный тембр и уникальный стиль исполнения певца как нельзя лучше сочетаются в джазовых композициях.

Еще один из участников фестиваля – Илья Серов (США), джазовый трубач и певец. Сейчас он живет и работает в Лос-Анджелесе, но за плечами у него Консерватория Санкт-Петербурга по классу трубы.

«Джаз – понятие условное, он очень разнообразен, – говорит Серов, – то, что я люблю играть и петь, – это свинг, эра биг-бэндов, период с конца 30-х до середины 50-х годов: Каунт Бейси, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен. Хотя сейчас я занимаюсь и современным джазом. Впрочем, для причисления к джазу многим достаточно исполнения на акустических инструментах и импровизации. Но я даже не знаю, есть ли в современной музыке четкие границы».

В фестивале Limassol International Jazz-Pop Festival принимали участие также и другие исполнители, в частности, кипрский джазовый певец Hovig и белорусский коллектив, который часто называют «лучшим белорусским джазовым экспортом», группа Apple Tea.

Наряду со всемирно известными мэтрами джаза были и молодые исполнители.

Наталия Охочинская, выпускница эстрадно-джазового факультета Института Культуры в Санкт-Петербурге, великолепно исполнившая знаменитую песню «L-O-V-E», из одноименного альбома Нэта Кинга Коула.

Вопрос мэтру джаза Петербурга, хедлайнеру «десанта» фестиваля – Давиду Голощекину:

– А что ВЫ ждете от такого фестиваля? Каково ваше впечатление?!

– Если Санкт-Петербург вполне заслуженно является одним из центров джаза, то о Кипре такого не скажешь. Тем интереснее принести сюда эту культуру. Первый фестиваль получился ярким, и я верю, что вскоре Кипр станет еще одной точкой на джазовой карте мира – в том числе и благодаря музыкантам из Санкт-Петербурга.

«Я с ним совершенно солидарен, – дополняет президент фонда Вячеслав Заренков, – да и зрители, устроив овацию, ждут продолжения».

«2-3 ноября 2019 года – это рождение нового международного джазового фестиваля на Кипре. Это не разовое событие, это очень солидная и важная заявка на длительное существование такого мероприятия. Я считаю, что в следующем году фестиваль будет еще более масштабным, мы планируем его проведение в октябре в течение 3-5 дней, и в нем примут участие уже десятки музыкальных коллективов из разных стран. Думаю, международный джазовый Фестиваль на Кипре займёт достойное место в мировой джазовой жизни. Я уверен в этом», – резюмирует Вячеслав Заренков.

Юлия Грабарь
Галина Капитанская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *