«Супер-суперэлита»

[dropcap]М[/dropcap]осква. 2019 год. На территории ВДНХ открыта 21-я Российская агропромышленная выставка «Золотая осень».

«Золотая осень» является главным аграрным форумом страны более 20 лет, сохраняя лучшие традиции Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и развивая современные технологии выставочного бизнеса в области АПК.

Осматривая экспонаты, представленные в различных павильонах, очарованная роскошным изобилием цветов, красок, запахов и наличием разного рода и разных размеров, овощей, фруктов. плодов, сортов и бесконечного количества множественной сельхозпродукции, представленной из 50 регионов нашей страны, я, естественно, остановилась у стенда продукции, представленной Ленинградской областью.

Отдельный стенд посвящен достижениям ленинградского АПК, а также масштабным проектам региона, которые еще предстоит реализовать. На стенде региона – продукция пищевой и перерабатывающей отрасли, продукция птицеводческого и рыбохозяйственного комплекса, а также овощей и семенного картофеля.

А вот тут – стоп! Мое внимание привлекло не только состояние картофеля, ровные, красивые, разноцветные клубни скорее были похожи на какой-то неизвестный фрукт, но и название – «Элита», «Суперэлита», «Супер-суперэлита»… Ленинградскую область на главном аграрном событии года представили более 120 предприятий и сельских территорий.

Присутствие у стенда премьер-министра РФ Дмитрия Медведева не позволило досконально расспросить представителей более конкретно о «Суперэлите», единственное, что я успела узнать, это район «проживания» «Суперэлиты»: Волосовский район, ЗАО «Октябрьский».

Год 2020. Волосовский район Большеврудское сельское поселение. Там находятся земли, принадлежавшие некогда моим предкам. Мне приходится изредка туда наведываться.

Какого же было мое удивление: ЗАО «Октябрьское» оказалось совсем рядом. Я не смогла отказать себе в удовольствии заехать и познакомиться с «Элитой» района.

Созвонившись, я поехала в офис руководителя ЗАО. Меня встретил обаятельный молодой человек:

– Гурченко (сказал он приятным баритоном, протягивая руку…).

– ???

– Нет, нет – однофамилец! – Сергей Гурченко, генеральный директор ЗАО «Октябрьский».

– И давно Вы здесь? (Вопрос не праздный, я знала прежнего директора визуально. Мы с ним пару раз встречались.)

– Не очень. С 2018 года.

– А где Вы работали раньше ?(Вопрос из любопытства.)

– В ЗАО «Агро-Балт». Начинал с помощника растениеводства, после окончания Беседского сельскохозяйственного техникума – по специальности «Агрономия». Отец работал в «Агро-Балте», в животноводстве, и я пришел работать туда же, в качестве помощника бригадира растениеводства. Затем был агрономом семеноводом, потом главным агрономом. И три года работал там в качестве руководителя.

– Это в каком районе Ленобласти?

– Это Кингисепп. Там и Александр Юрьевич работал, в «Агро-Балте» – экономистом. И я с 2007 по 2018, а потом перешел сюда руководителем.

– Вы сами перешли? Или Вас пригласили?

– Пригласили. Пригласили поработать.

– Сельское хозяйство – это что для вас? Хобби?

– Нет. Это жизнь.

– Жизнь заставила?!

– Нет, не заставила. Это образ жизни, сельское хозяйство – мой образ жизни. Я с 97-го года работаю в сельском хозяйстве.

– Вы после техникума что-то закончили, затем продолжили учебу, где учились?

– Да, я поступил уже в Ленинградский сельскохозяйственный институт. (позже переименован в СПГАУ – Санкт-Петербургский Государственный Аграрный университет). Кстати, там же учился герой социалистического труда, картофелевод Ануфриев Николай Иванович, да и Александр Юрьевич Дрозденко тоже окончил этот университет.

– А специализация у Вас какая?

– Ученый агроном, да (улыбаясь), ученый агроном.

– Ученый агроном! Поработали там и пришли сюда? А там вы чем занимались, какой культурой?

– Там было у нас 250 гектар картофеля, около 2-х тысяч гектар зерновых, ну и кормовых угодий порядка трех тысяч гектар. Кормовые, это сено, травы, силос…

– Кормовые, это, значит, у Вас животноводство было?

– Да. Там было и животноводство. 2300 голов дойное стадо и порядка пяти тысяч голов скота…

– А здесь у Вас что?

– Здесь у нас 370 гектар картофеля, две тысячи гектар зерновых, 100 гектар овощей, свекла в основном и рапс. 550 гектар рапса, а животноводства здесь нет. Животноводство у нас в головном хозяйстве. (Головное хозяйство – это ЗАО «Приневское»; лучший руководитель 2019 года Мухажир Этуев).

Мы для них сырьевая база. У них есть животноводство. У них овощи и корма. Но так как у них тоже дефицит земли, мы для них выращиваем зерно, выращиваем рапс, отжимаем масло, перерабатываем его, а жмых идет на корм поголовью. Это высокобелковый продукт. Который стоит сумасшедших денег.

– Сколько у Вас здесь получается земли?

– Земли? Три тысячи… 100 гектар…

– Это много или мало?

– Для нас, для того количества рабочих, это достаточно. Конечно, хотелось бы больше, но есть вопросы с арендой земли, обработкой и так далее.

«ВКУСЫ РОССИИ»

В 2018 году Волосовский район и совхоз отметили 100-летний юбилей. А в 2020 был объявлен Первый национальный конкурс региональных брендов продуктов питания, который проводило Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: «Вкусы России».

Ленинградская область представила свою продукцию на национальный конкурс региональных брендов продуктов питания «Вкусы России». Картофель, крендель, чай и даже кленовый сироп.

Волосовский район не первый год подряд подтверждает картофельное первенство в Ленинградской области, и это закономерно. Хозяйства района производят почти треть всего областного картофельного урожая.

А такое понятие, как «волосовская картошка», давно уже стало брендом и торговой маркой. Казалось бы, климат, почва региона не идеальны, но с волосовским картофелем все в точности наоборот.

В этом хозяйстве первичное семеноводство картофеля ведется меристемным способом. В специальных лабораториях сортовой картофель рождается инвитро – из пробирки.

– У нас основное направление – это семена, которыми мы снабжаем юг.

– Семенным материалом?

– Да, семенным, именно семенным.

– Как называется Ваша брендовая продукция (картофель)? Или у вас много сортов?

– Да, у нас много сортов, стараемся выращивать именно те сорта, которые востребованы на юге, а потом они к нам приходят в виде картофеля, на полки, который мы и едим.

– Вы покупаете свою собственную картошку?

– Выходит так. Мы продаем семена, люди выращивают продовольственный картофель и продают нам.

– А сколько же он стоит, наверное, очень дорогой?

– Мы его не продаем. В пробирочке вырастим, потом мы его сажаем в тепличку, в горшочек, из нее получаем маленькие клубеньки. Потом высаживаем на изолированное поле.

– Вроде деляночку такую?

– Да, на 7–8 гектар, где его и размножаем.

– А что продаете тогда?

– «Суперэлиту».

– То есть продаете готовый продукт?

– Есть несколько поколений. «Элита». «Суперэлита», «Супер-суперэлита». В основном берут «Элиту» и «Суперэлиту». Потому что «Супер-суперэлита» – это дорого.

– А «Супер-суперэлита»? Что с ней?

– Мы ее оставляем у себя, мы ее сажаем, а «Суперэлиту» и «Элиту» уже продаем. Ну а покупатели поразному: кто-то оставляет себе, кто-то продает тоже.

– А своих коллег, в округе, снабжаете картофелем?

– Конечно. Псковская область много берет, частники тоже. Все берут готовый продукт. Растения мы не продаем. Только готовый продукт. Рассаду мы проверяем, мы ее оздоравливаем, наблюдаем. Это же наука. Целая наука.

– Сколько Вы выращиваете картофеля? Сколько выходит готовой продукции на 370 гектарах?

– Около десяти тысяч тон.

– А быстро уходит такой урожай?..

– Не задерживается…

Так исторически сложилось, что всегда в Волосовском районе выращивали картофель. Это самый крупный район, который занимался и сейчас занимается вроде как не модной культурой.

– Ну как же не модной?! Ведь Петр I привез из Голландии картофель, и до сих пор картошка всегда на столе…

– Это то понятно, но сократилось производство картофеля в Ленинградской области. Правда, мы свои площади сохраняем, и даже на будущий год будет какое-то увеличение.

У нас для этого есть всё. Построено новое хранилище на 10 тыс. тонн. Есть техника, есть люди, есть специалисты.

– А в чем проблема? Почему Вы не занимаетесь?

– Мы то и стали заниматься, но по области очень сократилось высаживание картофеля. Требуются техника, хранилища и т.д., вся техника импортная. А с сегодняшним курсом евро тяжеловато, скажем так. И себестоимость картофеля возрастает в разы. Ее нужно нивелировать. А нивелировать можно только повышая урожайность. У нас, я повторюсь, все это есть: и механизаторы, и специалисты, которые понимают и знают, как все это делается.

– Вы приобретаете новые земли, или что-то поменяете?

– Нет. У нас будет севооборот, культурообмен. Еще заросшие земли, которые не обрабатывались несколько лет, там лес уже начал расти, мы будем окультуривать их и будем вводить.

– Эти земли Вы покупаете или область дает?

– Это земли Терпилицкие, но позабыты, позаброшены… и сейчас мы начинаем их реанимировать.

Но есть, конечно, проблемы: эти земли находятся в черте поселения, где рядом построены дачи, люди здесь живут, приезжают отдыхать, а тут мы, занимаемся сельским хозяйством, вносим органику, которая не всем нравится. И этот запах. Вот тут и жалобы начинаются, и недовольства, и все пятое, десятое…

Хотелось, чтобы люди поспокойнее к этому относились. Но у них понимание другое. Они приехали отдыхать, а тут такое. Их дачи, им ничего не должно мешать.

К сожалению, без этого мы не сможем достичь должного уровня плодородия почвы. Без органики никак нельзя. Но люди не совсем понимают. Да, пахнет, да, навоз, но без этого ведь нельзя. Лучше, чтобы там борщевик рос, или кусты колючие?

Или красивое рапсовое поле. Или картофельное, которое будет цвести через два года и будет радовать глаз.

Тем более, что рапс сейчас новая культура, цветущая…

– Горожане не совсем готовы к неудобствам.

– Да. Все считают, что мы непонятно чем занимаемся. Но мы-то приводим землю в порядок, для нас это – основное производство. Если в землю ничего не вложить, то ничего и не получишь. Хотим мы этого, или не хотим. Ведь что ты матушке земле дашь, тем она тебя и отблагодарит.

Вот такая простая, незатейливая беседа была у меня с очень обаятельным молодым человеком, генеральным директором ЗАО «Октябрьский» Сергеем Владимировичем Гурченко, и очень радует то, как он болеет за свою землю, за свой урожай, свое производство, свое дело. Действительно веришь в то, что сельское хозяйство – воистину образ его жизни, и оно находится в добрых и профессиональных руках.


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *