Любовь – опасная болезнь, лучше в детстве переболеть

29 ноября в Театре юных зрителей имени А.А. Брянцева прошла премьера спектакля «Первая любовь» по произведению И.С. Тургенева.

Спектакль заставляет задуматься о том, кто же является настоящим обладателем первой любви. Может, это юный Володя, который лишь начинает познавать это чувство, когда без ума влюбляется в княжну Зинаиду Засекину? Или же это сама Зинаида, которая вроде и окружена множеством поклонников, но никогда прежде не испытывала такого глубокого чувства, чтобы полностью раствориться в другом человеке? Возможно, первой любовью можно считать и переживания женатого отца Володи, Петра Васильевича?

Как бы мы ни рассуждали на эту тему, в центре сюжета все же находится шестнадцатилетний Володя (Семен Толов), который вместе с родителями приехал на летнюю дачу. Семья Володи настолько «любящая и дружная», что все общение между его матерью (Янина Бушина) и отцом (Денис Гильманов) возможно лишь за обеденным столом (а по другим поводам семья вместе и не собирается) через сына. Получаются этакие «монологи»-команды: «Володя, передай соль», «Володя, локти», «Володя, не сутулься», «Володя, не лови ворон», для юноши, вынужденного бессмысленно-механически переставлять солонку от отца к матери, убирать локти и еще больше сутулиться. Истерический танец робота.

У родителей Володи брак по расчету и большая разница в возрасте (жена на 10 лет старше мужа), но в одном они едины – Владимир для них еще ребенок. Они его по-своему любят, от всего сердца манипулируют, души не чают, шантажируют по мелочи, пиджак надеть не разрешают, ночной горшок выливают исправно. Но не замечают, что мальчик вырос… и влюбился.

Нет, Володя не просто влюбился – он потерял голову и «готов обожать до конца дней» Зиночку Засекину (Милана Владыкина), которая окружена свитой «настоящих» мужчин, готовых играть в ее королевские игры, в которых главный приз – поцеловать ее ручку. Она же считает Володю ребенком, ведь старше его на пять лет, в любовь не верит, много смеется, «выдумывает разного».

Вечером званный ужин, на который приглашены мать (Елизавета Прилепская) и дочь Засекины. Володя в пиджаке встречает гостей: Засекиных, Зину. А дальше все как на безумном чаепитии у Алисы в Стране чудес: все пытаются найти себе место, хотя стульев вроде бы предостаточно. Привычная схема застольных Володе-команд не работает, потому что княгиня Засекина, непринужденно запихав за ворот скатерть, подает солонку по первому зову. За столом непривычно много говорят на французском-утонченном, но только двое – Петр Васильевич и Зиночка.

Дальше болото, посреди которого, собственно говоря, и проходит весь спектакль, начинает закипать. Мать Володи нервничает из-за частых отлучек мужа в гости к Засекиным, поэтому дергает сына. Зиночка распутывает красную нить, которую Володя пытается замотать в любовный клубок. Эмоциональные скрипящие качели на сцене, на которых качают друг друга герои, останавливаются, когда становится понятно, что «Володе вреден здешний воздух»; отцу нравится молодая гризетка; а мать Володи берет ружье и начинает стрелять в воздух так, что, кажется, дождь собирается из ворон.

Режиссеру спектакля Галине Зальцман удалось мастерски передать ощущение первой любви, которая, хотя и редко бывает счастливой, несомненно оставляет самые яркие воспоминания – мучительные, но вместе с тем сладостные.

Галина Зальцман, режиссер спектакля: «Мне больше всего в произведении “Первая любовь” понравилось “смещение”, которое происходит, когда мы что-то вспоминаем, потому возникает новое отношение к произошедшему – переработанное. И воспоминания наши всегда более яркие и сочные, нежели само прошлое. И еще происходит переоценка произошедшего. И Тургенев дает именно этот момент, когда пересказ воспоминания – это то, что мне близко. То, что зацепило больше всего. Ну, и потом, это первое чувство и тема взросления через чувства, через познание самого себя и своих новых эмоций, новой плоти и всего нового. Это должно быть всем интересно – это про людей.

Мы старались сделать культурный подход к Тургеневу, не оскорбить его нововведениям. Хотели сделать мостик от современного мира к миру Тургенева, поэтому такая невесомость тургеневского текста остается, хотя все остальные средства выражения в спектакле из современного театра. Полтора месяца мы придумывали и разбирали с актерами за столом этот текст. Нам очень много помогал режиссер по пластике Максим Пахомов, можно сказать, полноценный второй режиссер спектакля. У нас очень многое в постановке связано с физикой, телесностью, чтобы показать, что то, что происходит у нас внутри, отражается в нашем теле. У нас два состава исполнителей главных ролей (Ирина Волкова/Богдан Коршунов и Милана Владыкина/Семен Толов) и, если смотреть “Первую любовь” с разными составами главных героев, это будут два разных спектакля. Мне важно, что молодые актеры могут показать себя, быть собой на сцене и представить свои собственные чувства.

Постановочная группа в любви “рожает” спектакль и отдает на воспитание театру. Мы вместе с художником-постановщиком Дмитрием Разумовым, художником по свету Денисом Солнцевым, художником по видео Алексеем Бычковым, режиссером по пластике Максимом Пахомовым и композитором Василием Тонковидовым создали эту постановку. Но чтобы спектакль работал, артисты могли существовать на сцене, людей за кулисами, ничуть не меньше, чем актеров на сцене. Там рукотворный мир: все, что появляется на сцене – дело рук монтировщиков; если вороны должны упасть с небес, значит их кто-то выкидывает».

Спектакль «Первая любовь» – тонкое, проницательное изучение человеческой природы, которое заставляет зрителя осознать важность каждой эмоции и каждого момента, проведенного в любимом человеке. Персонажи спектакля находятся в процессе самопознания, поиска своего места в мире и определения своих ценностей. Актеры искусно иллюстрируют, как первая любовь может служить катализатором этого процесса.


Семен Толов, актер (роль Владимира): «Мой персонаж максимально приближен ко мне. Сюжета, который описан в повести Тургенева, в моей жизни не было, но были касательные ситуации. В спектакле мне очень нравится сцена, когда семья Володи приходит в гости к Засекиным и там они играют в фанты. Гусар Беловзоров (Иван Стрюк) ходит “со своим глазом“ вокруг меня – очень тяжело не выйти из роли от смеха. Мне бы хотелось, чтобы человек, который сейчас испытывает первую любовь, мог опереться на этот спектакль; утешиться, когда его колбасит по полной программе. Чтобы он понимал, что это пройдет, это нормально; в этом и кайф, что тебе больно. Это жизнь, и в ней такое случается, а ты просто живешь дальше».


Милана Владыкина, актриса (роль Зинаиды): «Моя Зинаида – очень живая, любит жизнь, много смеется. Мне она очень близка по духу, ведь любой девочке свойственно кокетство. Мне нравится сцена первой встречи Володи и Зины. Это всегда увлекательно, когда ты в первый раз видишь человека, рассматриваешь его; наблюдаешь, как он себе ведет; придумываешь, как себя вести перед ним сейчас, ведь он тоже видит тебя в первый раз; думаешь, что сказать… Когда мы готовили спектакль, мы очень много говорили на тему любви, где ее место в нашей жизни, чем она движет, когда она мешает, причиняет боль, а когда, наоборот, дает силы жить дальше. Было бы очень здорово, если бы зрители не осуждали Зинаиду и было бы еще лучше, если бы они ее поняли. Не запрещайте себе влюбляться!»

Галина Зальцман удачно сочетает театральные приемы с глубокой психологической проработкой персонажей, создавая уникальный опыт для каждого, кто решится посмотреть эту постановку. Спектакль затрагивает важные вопросы: как мы воспринимаем любовь в юности и как эти восприятия меняются с возрастом, оставляя зрителя с размышлениями о том, что первое чувство может быть как благословением, так и проклятием, формируя наше понимание любви на многие годы вперед.

Фото Елены Лучшевой