Случай из жизни
– Здравствуйте, а я ваш сосед!
Я обернулась, реагируя на протяжное здра-а-а-вствуйте, и подошла к калитке.
– Здравствуйте, – еще раз повторил сосед, – я живу рядом, я Иван Краско – артист.
– Добрый день, – ответила я (конечно, узнав его), – ну не очень рядом, – попыталась я пошутить.
– Да нет, вы, вероятно, не в курсе, (и Иван Иванович начал перечисление моих соседей) – вот этот дом был Максима Леонидова, он, правда, сгорел, а за ним Нина Ургант, ой, нет, сначала Людмила Сенчина, а потом Ургант, еще пара домов, завернуть за угол и – мой дом, рядом с Мишей Боярским.
– Иван Иванович, вы, вероятно, к моему мужу (Кириллу Павловичу Садовникову, в ту пору ген. директор «Ленконцерта»), так его нет.
– Нет, нет, я знаю, что Кира уехал, я к вам. А вы в город когда поедете? Сегодня?
– Да, буквально минут через 20.
– Возьмете меня? Мне в театр очень нужно.
– А не боитесь, когда женщина за рулем?
Иван Иванович только махнул рукой, подождал, пока я выеду за ворота, удобно устроился рядом со мной, и мы поехали. У меня была японская машинка Ниссан-Сани. Легкая, приемистая, быстрая и очень удобная. Не большая и не маленькая. Ехали мы быстро, еще по старой трассе, извилистой и густонаселенной, он всю дорогу молчал, я подумала: наверное, боится. Проезжая деревню Вартемяги, Иван Иванович вдруг процитировал: «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»
– ? – я молчаливо и удивленно вскинула брови.
– Я здесь родился. Вот в этой деревне. Вартемяги… – он на минуточку замолчал, очевидно что-то вспоминая, а потом начался бурный рассказ о детстве, молодости, и вообще о жизни…
Тут уж молчала я, и, пока мы доехали до города, узнала много интересного про н.а. России Ивана Ивановича Краско. А было это лет 30 назад…
В театральный институт он поступил в военном чине, будучи командиром корабля на Дунае (класс Е. Тиме). В 1961 году, после окончания вуза, был принят в знаменитый Большой драматический театр (тогда – им. Горького), где служил до 1965 года. Путь актера начинался у великого режиссера Г. Товстоногова на сцене БДТ…
– ..А в 5 лет я остался круглым сиротой, воспитывала меня бабушка по отцовской линии, после войны меня усыновил брат матери, вернувшийся с фронта…
Я слушала его и понимала: бедность, полуголодные предвоенные годы, все ужасы войны и возрождение страны в послевоенное время – это все его детство. Единственным развлечением, доступным деревенским ребятишкам в те годы, было кино. Любимый фильм «Чапаев». «Я знал его наизусть и часто представлял себя в роли Петьки…» (так как образ самого Чапаева казался очень сильным и сложным в исполнении). «Мальчишки меня уважали, у меня получалось в красках рассказывать увиденные фильмы. Мне хотелось быть артистом…» (но мечту об актерской профессии пришлось на время отложить).
– …Я, между прочим, с красным дипломом окончил военно-морское училище в Ленинграде и получил звание офицер-артиллерист. И сразу, в этом же году, приступил к службе на десантном корабле, принадлежащем Дунайской флотилии. Через два года я стал командиром корабля.
– А как же мечта стать актером, передумали?
– Нет, нет! Что вы?! Но сначала я стал студентом вечернего отделения Ленинградского государственного университета, выбрав филологию…
Мы приехали в город, Иван Иванович вышел на углу Невского и Садовой, у Гостиного двора, и пошел к себе в театр, театр им. В.Ф Комиссаржевской.
А далее я расскажу про него сама.
***
[dropcap]У[/dropcap]ниверситет был только первой ступенью к намеченной цели. На протяжении трех лет он готовится осуществить главную мечту, которую лелеял давно, он грезит актерством. Будущий артист посещает театральную студию, где вместе с Сергеем Юрским и Игорем Горбачевым готовится к поступлению в театральное училище. И вскоре мечта сбывается: 27-летний Иван Краско поступает в театральный вуз. После окончания Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского Иван Краско – актер труппы Большого драматического театра Ленинграда, которым в то время руководил знаменитый Г.А. Товстоногов.
Актерская биография не сразу сложилась блестяще. В театре, у Товстоногова, начинающий артист, на протяжении 4 лет играет только второстепенные роли. И тогда он решается и уходит сначала в театр «На Литейном», где служит всего год, а после – в театр им. В.Ф. Комиссаржевской, который стал для него родным.
Здесь артист служит вот уже 55 лет. В Театре им. В.Ф. Комиссаржевской у артиста яркие, запоминающиеся образы: Сократ в спектакле «Тише, афиняне!», Санин в психологической драме «Утоли моя печали…» (режиссер Г. Корольчук), Вышневский в комедии А. Островского «Доходное место», финальная сцена концерта-спектакля «Я вернулся в мой город…».
Гражданская и творческая активность этого уникального артиста не угасает. Артист умеет мыслить на сцене глубоко, чувствуя болевые точки времени и транслируя со сцены свое «послание человечеству». Так, в образе Сократа он передает всю опасность безграничной власти. В его откровениях – непохожесть на остальных, беспредельная честность и верность Истине. Мудрец, чьи изречения слетали с губ и начинали жить своей жизнью, чьими учениками хотели стать многие, чей ум не шел в сравнение с другими, – в решающий момент остается непонятым. Тихий, отстраненный, очень «домашний» Сократ-Краско вызывает и восхищение, и сочувствие. Полная противоположность его Сократу – Вышневский из пьесы А. Островского «Доходное место» – карикатурно молодящийся мафиози, жесткий и бескомпромиссный «хозяин» жизни, не сумевший пережить крах собственной карьеры. Совсем иной образ в спектакле «Утоли моя печали…» – мудрый старик Санин, примиряющий два мира, два мировоззрения, две стороны одной войны. Именно он помогает родным людям остаться единой семьей…
Его уникальный голос, ирония, его актерская мощь и безмерная гордость за любимый город делают исполнение знаменитого стихотворения из «Медного всадника» Александра Пушкина подлинным финалом спектакля, пронизанным любовью к родному Петербургу-Петрограду-Ленинграду – Санкт-Петербургу.
Каждая его работа – тонкое открытие природы чувств роли, каждая встреча с ним для зрителя – неизменная новизна мысли.
Актер с удовольствием участвует в спектаклях молодых неопытных режиссеров маленьких студийных театров и университетского театра. В своей социальной активности И. Краско даст фору любому молодому человеку. В течение многих лет ведет благотворительную работу в СТД. Его встречи «В гостях у дяди Вани» – это доверительный разговор о наболевшем с ветеранами труда.
А еще Краско пишет книги. Им написаны: «Андрей Краско. Непохожий на артиста, больше чем артист»; «Мой друг Петр Шелохонов»; «Байки. И не только».
Зрители, многие из которых ходят в театр именно «на Краско», остаются преданными этому удивительному артисту, тонко чувствующему время и жадно, разнообразно живущему в нашу сложную эпоху. Время не выбирают. Актер это время выражает своим мастерством. Как это делает народный артист России Иван Краско.
23 сентября в Санкт-Петербурге отметят 90-летие народного артиста России ИВАНА КРАСКО и 55-летие его творческой деятельности в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской. В этот день артист выйдет на сцену в спектакле «Утоли моя печали…», а после спектакля с удовольствием примет поздравления от коллег, театральных друзей и благодарных зрителей.
Мы причисляем себя к группе благодарных зрителей и, поздравляя Ивана Ивановича, желаем здоровья, успехов и продолжения творческой деятельности.
Галина Капитанская, Светлана Володина