9 мая исполняется 72 года со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Подвиг Ленинграда – непокоренного города навечно записан в Книге памяти, и одной из глав в которой стало удивительное, невероятное, не укладывающееся в голове событие… Мы вспомним легендарный футбольный матч, который прошел в Ленинграде 31 мая 1942 года.
С момента начала блокады прошло всего девять месяцев, впереди город ждали два долгих, ужасных года. Только-только удалось наладить поставки продовольствия по знаменитой Дороге жизни. Чтобы не терять силы духа и поддерживать других, люди писали стихи, рисовали картины, сочиняли и играли музыку.
Несмотря на все усилия фашистской армии, город продолжал жить. «Последней каплей» для жителей Ленинграда стало известие, что орган пропаганды Геббельса разбрасывает листовки над частями советской армии, в которых Ленинград назывался «мертвым городом»: «Мы не берем его пока, потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли». Чтобы доказать всей стране, что наш город жив, 6 мая 1942 года было принято решение провести футбольный матч на Крестовском острове.
«Однажды меня и Аркадия Алова вызвали в военный отдел горкома партии, – вспоминал Валентин Федоров, участник той игры. – Заведующий спросил, кто из футболистов остался в городе, чьи адреса или места службы мы знаем. Видя наше недоумение, он разъяснил: “Военный совет фронта решил провести в блокированном городе футбольный матч и придает этой игре большое значение. Считайте ее своим важнейшим боевым заданием”».
Федоров и Алов – игроки ленинградского «Динамо», одни из немногих оставшихся в осажденном городе. Весь состав «Зенита» и почти всех динамовцев эвакуировали в Казань. Многие из футболистов, отправившись на фронт, погибли… С трудом удалось собрать 22 человека для полноценного футбольного матча. На поле вышли бывшие динамовцы и сборная команда Ленинградского металлического завода, состав которой пополнили несколько зенитовцев и игроки довоенного «Спартака». По закону военного времени заводскую сборную называли «командой Н-ского завода».
«Некоторые игроки, включенные в состав, так и не вышли на поле – настолько обессилели от голода, – рассказывал капитан “команды Н-ского завода” Александр Зябликов. – Форму нам дали соперники. Динамовцы, которым удалось немного потренироваться, предлагали играть два тайма по 45 минут. Заводчане соглашались только на два по 20. “Давайте сначала полчаса, – сказал я, подойдя к судье Павлову. – Если выдержим, то и все 45 минут”. У нас не было вратаря, поэтому в ворота встал защитник Иван Куренков, но все равно не хватало еще одного футболиста. Тогда динамовцы уступили нам своего игрока Ивана Смирнова. И все-таки мы выдержали два тайма, потому что понимали: город должен узнать, что мы играли».
Вот полный список всех участников легендарного матча: «Динамо»: Виктор Набутов, Михаил Атюшин, Валентин Федоров, Аркадий Алов, Константин Сазонов, Виктор Иванов, Борис Орешкин, Евгений Улитин, Александр Федоров, Анатолий Викторов, Георгий Московцев.
«Н-ский завод»: Иван Куренков, Александр Фесенко, Георгий Медведев, Анатолий Мишук, Александр Зябликов, Алексей Лебедев, Николай Горелкин, Николай Смирнов, Иван Смирнов, Петр Горбачев, В. Лосев.
Сегодня в живых не осталось ни одного из них. Нападающий «Динамо» Евгений Улитин ушел из жизни последним в 2002 году. Именно он запечатлен на единственном достоверном снимке того матча, сделанном фотокорреспондентом ТАСС Васютинским. «Накануне игры в часть, где я служил сержантом связи, пришла телефонограмма о том, что необходимо прибыть на матч, – вспоминал Евгений Улитин. – Ранним утром я на попутной машине поехал в Ленинград, сошел с грузовика у Дворцовой площади. Дальше до стадиона шел пешком. Там обнялся с товарищами, подобрал бутсы и форму.
“На дворе война, а тут какая-то шантрапа мяч гоняет!” – возмущались болельщики. Они просто не узнали своих недавних кумиров. На первых минутах нас не слушались ни ноги, ни мяч. Но ребята потихоньку завелись, и игра пошла. “Ба! Да это же Орешкин! Набутов! Федоровы!” – раздавалось с трибун, которые тут же оттаяли и начали болеть на всю катушку. Несмотря на теплый день, играть было трудно, в конце матча сводило ноги. Однако большинство динамовцев имели куда больше сил, чем наши соперники. Кроме того, в воротах стоял полевой игрок. Во многом этим и объясняется крупный счет.
По ходу игры хотелось замениться, но мы с большим трудом набрали людей на два состава. Поле участники встречи покидали в обнимку. И не только потому, что гордились друг другом – просто так было легче идти. Вернулся в часть под Шлиссельбург и недели две еле-еле ходил».
Многие футболисты вышли на поле после тяжелых болезней, ранений и на фоне колоссальной усталости. Участники матча вспоминали, что мяч казался тяжелее обычного, а ноги просто не слушались. Но подвиг этот стал настоящим глотком свежего воздуха для ленинградцев и солдат на передовой. Матч завершился со счетом 6:0 в пользу динамовцев. Через неделю провели ответную игру, которая завершилась ничейным результатом 2:2. После этого в блокадном Ленинграде стали на постоянной основе проводить спортивные мероприятия. Репортаж о легендарном матче уже на следующий день облетел все фронтовые радиоточки.
Бывший нападающий «Динамо» Николай Светлов написал об этом в письме: «Никогда не забуду день, когда в траншеях на Синявинских болотах, в 500 метрах от немцев, я услышал репортаж со стадиона “Динамо”. Сначала не поверил. Побежал в землянку к радистам. Они подтвердили: верно, передают футбол. Что сделалось с бойцами! Все были возбуждены».
Семидесятую годовщину легендарного матча отметили в Петербурге в 2012 году и установили мемориал на Крестовском острове. А во время проведения чемпионата мира по футболу в нашем городе обязательно вспомнят подвиг непокоренных героев и проведут церемонию возложения цветов к фигурам футболистов.