Разговор о будущем

Разговоры о будущем всегда вызывают неподдельный интерес и у широкой публики, и у специалистов, особенно в ситуации неопределенного настоящего.

Особенно актуален он стал в последнее время. Обещания будущего – это, прежде всего, информационная политика, и вот Владимир Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности, на котором Президент России определил важность вопроса работы в сфере информационного пространства применительно к обеспечению безопасности Российского государства в современных условиях.

Это важно всегда, но сейчас особенно, отметил он.

ПЕРВАЯ ПРЕДЛАГАЕМАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ

А вот что происходило в мире вокруг. Основной вопрос образа ближайшего будущего – это развитие ситуации вокруг украинского конфликта. И тут важная развилка возможностей. Первая предлагаемая вероятность – подготовка к заключению перемирия и прекращение дальнейшего проведения СВО без решения поставленных Президентом 24 февраля 2022 года задач по полной денацификации и демилитаризации киевского режима.

Так Президент ОАЭ выступил за переговоры Путина и Зеленского в Дубае во время предстоящей конференции ООН по климату в ноябре – декабря. Считается, что к этому времени начавшаяся осенне-зимняя распутица окончательно остановит текущие боевые действия. Кто где будет, тот с тем и останется. В марте президентские выборы в России, а ноябре в США.

Да, в США 55% жителей выступают против продолжения помощи Украине, и Байдену нужно перемирие на момент его избирательной кампании – жесты доброй воли со стороны России под предлогом переговоров, как уже было с Минскими и Стамбульскими соглашениями. Конечно, они планируются с тем же итогом, то есть с продолжением давления на Россию, подготовкой новых боевых действий и требованиями полной капитуляции в итоге. Но есть сторонники заморозить ситуацию и у нас.

Вот уже и в Государственной Думе заговорили, что в некоторых случаях возможны компромиссные решения, и инициативы по мирному решению конфликта должны содержать гарантии безопасности для РФ. Как бы корейский вариант.

Но вопрос в том, кого страна со второй армией мира и крупнейшим арсеналом ядерного оружия еще ждет со стороны для гарантий своей безопасности? Это за две маленькие Кореи договаривались с одной стороны СССР и Китай, с другой США и их союзники. А сейчас мы хотим стать одним из таких небольших государств, за которое договариваются глобальные игроки? Реально? Это и есть ожидаемый итог СВО?

Но не все гирьки лежат на одной стороне весов. Рамзан Кадыров призвал не вести никаких переговоров с Украиной: «Мы выигрываем по всем фронтам – как на поле боя, так и на международной политической арене. Осталось только довести начатое до конца». Да и руководство нашей страны однозначно высказывается за сценарий полной и окончательной Победы. Но развилка обозначена, и будущее не предопределено. Так что смотрим.

ВТОРАЯ ПРЕДЛАГАЕМАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ

Причины беспокойства наших противников понятны. Всё больше данных поступает о проблемах в мировой экономике, которые и определяют стремление остановить конфликт, перезапустив производственные цепочки. По данным Бюджетного управления Конгресса США государственный долг Соединенных Штатов на протяжении ближайших 10 лет будет увеличиваться на $5,2 млрд в день. При этом расти он будет быстрее, чем экономика страны в целом, и к 2033 году достигнет отметки в 119% от ВВП США против 98% в нынешнем. При росте ставки ФРС обслуживание долга становится всё более и более проблематичным.

Как один из результатов такой кредитной политики, только за 7 месяцев нынешнего года количество корпоративных банкротств в Америке составило 402 компании, что больше, чем за весь 2022 год и является максимумом с 2010 года – разгара последнего мирового экономического кризиса.

Это приводит к снижению кредитного рейтинга страны, что в свою очередь вызывает новое повышение стоимости обслуживания долга и рост кредитных ставок. Далее все по кругу еще раз. Это как саморазгоняющаяся система с позитивной обратной связью. Дополнительный фактор нынешнего года – это дорожающие продукты питания, причем по всему миру. Так, скажем, в Индии в 14 раз за 3 месяца подорожали помидоры, в несколько раз стали дороже хлеб, кукуруза и вода. А рис на бирже достиг 15-летних максимумов. В парламенте Индии прошло голосование по вотуму недоверия кабинету Моди, организованное оппозиционным Индийским национальным Конгрессом.

Сейчас у них нет большинства, так что отставка не состоялась, но факт показательный. Премьеру есть о чем волноваться, отсюда и его неоднозначные выступления в последнее время. Но не только у них, во всей Юго-Восточной Азии сильная засуха.  Такая же картина и в Южной Европе. Как следствие – ожидание мощной потребительской инфляции осенью.

На это накладываются растущие цены на энергоносители. Котировки на газ в ходе торгов поднимались уже почти до 500 долларов, правда, потом снижаясь, демонстрируя, таким образом, сильную волатильность. Одновременно цены на СПГ в Европе выросли на 40%, в Азии – на 30%, а стоимость нефти Brent уже перевала $87 за баррель, Urals – $73, что выше определенного ЕС санкционного потолка. Мазут впервые с 1990 года на Северо-Западе Европы стал торговаться с премией к Brent. Такого не было более тридцати лет. Ситуация в Нигере ставит под сомнение благополучие Франции без урановой поддержки ее атомной энергетики. А если так, то будущее будет таким же, как и в соседней ФРГ, с остановкой промпроизводства и его переездом за океан. Недаром Германия все активнее возвращается к идее реанимации газопроводов «Северный поток»… В таких условиях центробанкам все труднее остановить инфляцию, а Европе избежать полноценной рецессии, переходящей в масштабный кризис. Тут уж точно задумаешься о том, что конфликт, вызвавший эти неурядицы нужно бы приостановить до лучших времен, чтобы во время паузы залатать дыры и накопить ресурсы на будущее.

ЭКОНОМИКА РОССИИ СЕГОДНЯ?!

Обратные данные поступают по экономике нашей страны. В июле Россия заработала на экспорте нефти $15,3 млрд, что стало максимумом с ноября прошлого года. Снизив в этом месяце экспорт топлива на 200 тыс. баррелей в сутки, страна увеличила выручку за нее на $2,5 млрд. По итогам месяца нефтегазовые поступления выросли почти на 5% к уровню прошлого года, а за семь месяцев – примерно на 20% с перспективой увеличения. Интересна оценка ВВП. Разные институты дают разные данные, соревнуясь в уровне позитива.

По оценке Минэка, во втором квартале ВВП страны вырос в годовом выражении на 4,6%, промпроизводство – на 2,5%, обрабатывающая промышленность по июню – 13%. По данным ЦБ, рост российской экономики составил 4,8% с различными сценариями дальнейшей динамики: от позитивной – до почти катастрофической.

По данным Росстата ВВП РФ во втором квартале показал рост на 4,9%. В т.ч. пассажирооборот вырос на 19,8%, оптовый товарооборот увеличился на 12,5%, обрабатывающие производства прибавили 11,3%, а строительство – 9,8%.

Этот показатель является рекордным за все время проведения СВО, так как более высокий прирост ВВП на 5,8% был отмечен только в четвертом квартале 2021 года. Отметим, что в январе-марте ВВП снижался на 1,8%. Однако по итогам года картинка скорректируется. Так Президент России Владимир Путин в июле заявлял, что по прогнозам рост отечественной экономики в этом году должен перекрыть снижение прошлого года. Соответствующий анализ Министерства экономического развития допускает рост валового внутреннего продукта России к концу 2023 года на 2% по итогам года, прогноз от Центробанка – 1,5-2,5%.

ЭКСПОРТ ВО ВРЕМЯ САНКЦИЙ!

В общий пейзаж стоит добавить и вопрос продовольствия. И здесь события в России идут обратным курсом относительно мировой траектории. Российский Минсельхоз рассчитывает на сбор зерна в этом году в 123 млн тонн, в т.ч. 78 млн тонн пшеницы. С этим согласны и из-за океана, где Минсельхоз США в очередной раз повысил оценку экспорта пшеницы из России до 48 млн тонн, что на 0,5 млн тонн больше, чем прогнозировалось ранее.

Недаром экономические аналитики Германии и США говорят о «промежуточной победе» России в экономическом противостоянии с Западом. Конечно, будущее не детерминировано. Не может быть и речи, чтобы сейчас говорить о нанесении противнику окончательного поражения в нынешнем мировом конфликте.

Но и предполагать для нас худшие сценарии нет никаких оснований. А прогнозировать будущее всегда интересно. Будем следить за этим и впредь!