«Божественная комедия» Данте Алигьери

Завершил работу первый фестиваль Центра развития режиссуры БТК «Фундамент». Центр развития режиссуры Большого театра кукол при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга представил «Божественную комедию» Данте Алигьери.

были показаны 18 авторских эскизов, которые сложились в единый шестидневный спектакль – «Данте. Божественная комедия. Вариации на тему». Его можно было увидеть всего один раз на фестивале «Фундамент».

Центр развития режиссуры БТК был создан в марте 2022 года. Здесь под кураторством опытных наставников молодые актеры, режиссеры, драматурги и продюсеры проходят полный цикл выпуска спектакля, а каждая образовательная сессия заканчивается отчетным фестивалем. В этом году Большой театр кукол представил первый в истории центра фестиваль – «Фундамент», в рамках которого и был показан шестидневный спектакль «Данте. Божественная комедия. Вариации на тему». Кураторами проекта выступили режиссеры Руслан Кудашов и Яна Тумина. В этом году молодые режиссеры выбрали для постановки песни из первой кантики поэмы Данте «Ад».

В шестидневный марафон спектаклей вошли 18 авторских эскизов, представленных 11 режиссерами: «Вдох» и «Выдох» Анатолия Гущина, «Изгнание из ада» и «Гигантомахия» Дарьи Левингер, «Никто из нас не дочитал листа» и «Злые Щели» Ксении Павловой, «Чакко я есть» и «Юбилей» Романа Фурштатского, «И да, и нет» Лидии Клириковой, «Ересь» и «От лукавого» Алексея Егорова, «О бедный дух» и «Я силился увидеть, что внутри» Марины Хомутовой, «Огненный дождь (Maestro)» и «Смоль» Алёны Волковой, «Мухи» Владислава Тутака,

«Пепел» Арсения Бехтерева и «Круг девятый» Олега Пинжова. Эскизы продемонстрировали широту авторских подходов к тексту бессмертной поэмы – каждый из режиссеров выбрал свой путь для диалога с Данте. Одни режиссеры неотрывно следовали за текстом песен «Божественной комедии», у других он становился отправной точкой, трамплином для размышлений о месте поэмы и о темах, волнующих автора в современном мире. Вектор для такого непростого художественного погружения был задан образовательной программой фестиваля «Фундамент».

Для молодых режиссеров был прочитан курс лекций Светланы Левингер, посвященный самым значимым в истории искусствоведения трактовкам поэмы Данте, и семинар по практике медленного чтения «Божественной комедии». Об историческом контексте, гвельфах и гибеллинах, а также об истории Флоренции лекцию прочитал историк-медиевист и геральдист Михаил Медведев.

В рамках образовательной программы фестиваля были организованы и публичные мероприятия для зрителей: лекцию «Данте в мировой культуре» прочитала доктор филологических наук, профессор Марина Самарина, а кандидат исторических наук Виктор Ковалев провел лекционное занятие «Знакомые все лица.

Средневековая политика, интеллектуальная традиция и авторская биография в первой книге “Божественной комедии” Данте Алигьери». Не менее важными для просветительской части фестиваля стали ежедневные обсуждения эскизов в конце дня, вызвавшие большой интерес как у участников, так и у зрителей фестиваля. Следующий фестиваль «Стены» будет посвящен второй части «Божественной комедии» Данте – «Чистилищу».