Жизнь первоклассника…

Начало учебного года для семей, в которых есть школьники, становится и радостным событием, и волнительным испытанием. В зависимости от того, как это воспринимают в семье, как к этому готовятся родители и как настраивают детей.

Именно эмоциональный настрой становится залогом успеха начала этого этапа в жизни. РБК Life поговорил с экспертами и выяснил, как родителям и детям психологически подготовиться к первому сентября, есть ли практические советы, как правильно вести себя и что говорить ребенку. На вопросы редакции ответили кандидат психологических наук Татьяна Яничева и психолог, гештальт-терапевт Наталья Соломахо.

ЗАРАНЕЕ ФОРМИРОВАТЬ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

Татьяна Яничева: «Верный настрой начинается с родителей. Многие взрослые в последнее время начали преувеличенно эмоционально и тревожно включаться в школьную жизнь детей, а это состояние транслируется ребенку. Важно демонстрировать спокойное, ровное, радостное отношение к тому, что начинается новая жизнь».

«Настройте ребенка, что у него будет новый этап, ты уже не просто ребенок, а становишься учеником, будут новые интересы, друзья, знания. Это должно всё транслироваться в позитивным ключе, с полной уверенностью, что все будет хорошо.

Если даже тебе нужна будет в чем-то помощь или что-то не сразу будет получаться, будет непонятно или трудно, мы с тобой всегда рядом, и мы тебе всегда поможем. С любой сложностью мы всегда справимся. Надо внушить прежде всего себе, что школьная жизнь – новый этап, новые сложности, новые обязанности и у родителей, у ребенка. Помогать ребенку на первых порах, привыкать к этим нормам, выполнять задания.


Если родитель не будет накручивать себя, а будет держаться уверенно и спокойно, то это состояние передастся и ребенку. Важно относиться к школе, как к части жизни, а не воспринимать ее как единственную составляющую жизни семьи. А когда начнется учебный процесс, важно не ругать за плохие оценки, не расстраиваться из-за четверок или даже троек, которые может принести ученик: «Посмотрите на себя в зеркало и поймете, что вы транслируете ребенку, если он принес четверку вместо пятерки или тройку».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕРОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЕМ

Психолог Татьяна Яничева: «Учитель в начальной школе – залог того, как пойдет вообще вся дальнейшая школьная жизнь. Если педагог в начальной школе убьет интересы, желания, “пройдется” по самооценке ребенка, то дальше эти проблемы будут нарастать. Учитель хоть и не заместит в полной мере родителей, но он становится следующей по значимости фигурой, на кого ребенок оглядывается, чье мнение становится важным.

Если у маленького ученика есть особенности, например, ему трудно усидеть на месте 40 минут, важно заранее обсудить это с учителем, постараться наладить контакт с педагогом, предупредить его о важных моментах».

«Важно с учителем договориться о ка- ких-то особенностях ребенка, а также самого ученика успокоить, своим примером показать, что школа, уроки, домашнее задание, оценки – не ужасная ситуация, не стрессовая, не конец света. Мы со всем справимся, мы научимся. Самому при этом сохранять полное спокойствие и полную уверенность в том, что действительно справитесь».


ОТПРАЗДНОВАТЬ НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА

Первого сентября надо устроить семейный праздник. Вместе отправиться на торжественную линейку, порадоваться за ученика, красиво нарядиться. После уроков куда-то пойти вместе всей семьей, отметить событие, чтобы с самого первого дня не создавалось ощущение, что это тяжкая обязанность – быть учеником. В первом классе только начинается адаптация к новой роли, ребенок переходит на другую ступень в социальном развитии. Не надо слишком сильно акцентировать на этом внимание.

«Многие родители перед началом учебного года, за месяц, за неделю начинают уже давить: сейчас надо вот это повторить, надо вот это выучить. Дайте ребенку дожить свой период детства, чтобы он нормально перешел на следующий уровень – ученичества. Не надо торопить события», – предупредила Яничева.

КАК НАСТРОИТЬСЯ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Психолог, гештальт-терапевт Наталья Соломахо: «Тревоги и переживания родителей понятны: как ребенок справится в школе, как наладит отношения с ребятами, с учителем. Эти вопросы беспокоят. Важно заранее внести максимальную определенность в ситуацию, узнать, кто будет педагогом, какая требуется форма и принадлежности. Продумать маршрут, кто отвозит ребенка, кто приводит из школы, какой распорядок у него дня, какие кружки и так далее. Чем больше этой определенности у родителей, тем им становится спокойнее».

Наталья Соломахо подчеркнула, что самим родителям важна поддержка родственников, а также друзей, у которых есть ученики в семье. Можно поделиться эмоциями, обсудить, выговориться, что их волнует, о чем они переживают.

Эксперт рассказала, что волнение – хорошая эмоция и нормальное состояние, помогающее мобилизовать энергию. Оно дает силы, чтобы справиться с какой-то ситуацией. Важно, чтобы эмоция не зашкаливала, не следует нагнетать обстановку, чтобы волнение не переросло в страх как у взрослых, так и у ребенка перед началом школьной жизни.

«Основная задача – это волнение сливать. Родители могут выплеснуть эмоции в разговорах с друзьями, родственниками. Можно искать поддержку в каких-нибудь чатах, где тоже есть возможность поделиться своими переживаниями. Если у родителей был негативный опыт первого класса или начальной школы, то будет много переживаний, как ребенок справится, в силу того, что они снова переживают свою историю», – считает гештальт-терапевт Наталья Соломахо.


ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

• Еще до первого сентября ребенок задает очень много вопросов: Можно не только рассказать, а проиграть любую эту ситуацию. Посадить родственников, или просто игрушки на стулья, представить, как будет идти урок, что это будет интересно.

• Полезно заранее пройти по маршруту до школы и проговорить: «Давай посмотрим, как мы пойдем. В эту школу ты будешь ходить, смотри, какая она, какая здесь есть площадка, скамеечки». Любые маячки, чтобы ребенок привыкал, что это его школа. Такая определенность помогает убрать излишнее волнение, дает ориентиры, ощущение, что ситуация вполне знакомая.

• Дать с собой ребенку какую-то вещь из дома. Это может быть игрушка, какой-то талисман от родителей. Бывают сверхчувствительные дети, эмоции их накрывают, могут всплакнуть, расстроиться, еще как-то эмоционально отреагировать. Можно сказать, чтобы держал в руке этот талисман, или доставал его из портфеля в нужный момент, – привела пример Наталья Соломахо.

Еще два способа, которые рекомендует гештальт-терапевт Наталья Соломахо:

• Первый – попить воды. Если есть возможность, надо дать ребенку с собой бутылочку с водой и научить: если накрывают эмоции и волнение, то надо попить.

• Второе: научить дышать. Наступает волнение – основная задача закрыть глаза, сделать глубокий вдох, а потом долгий-долгий-долгий выдох. Даже когда человек пьет воду, дыхание немного нормализуется.

• После того, как линейка завершилась, дети ушли в класс, родители могут немного передохнуть, прогуляться, пообщаться с другими родителями. После окончания занятий отправиться отпраздновать вместе с ребенком, родными, друзьями. Дети сидят в классе, даже 40 минут для них – это достаточно сильная нагрузка, много переживаний.

• Поэтому дальше нужна площадка, велосипед, прогулка в парке. Просто поиграть в какую-то игру, побегать, встретиться со старыми друзьями. На свежем воздухе время провести. Обязательно взять тортик, создать праздничную обстановку, чтобы для ребенка это стало началом радостного пути.

• Увлечь ребенка, например, дать ему спецзадание: узнать, как зовут соседа по парте, какого цвета стены в классе.

• Спросить про впечатления после уроков, дать ему возможность проговорить, что конкретно понравилось или было плохо. Это поможет снять напряжение.

• Придумать ритуал: например, какие именно слова будут говорить мама или папа, провожая в школу. Эта определенность и повторение сценария будут давать ребенку силы и понимание, что все идет хорошо. Что его любят, обязательно встретят после уроков, что у него есть помощь и поддержка, а любая сложная ситуация – преодолима.

• Спросить про впечатления после уроков, дать ему возможность проговорить, что конкретно понравилось или было плохо. Это поможет снять напряжение

Источник: ru.freepik.com