В театре юных зрителей имени А.А. Брянцева прошла премьера спектакля «Счастливые дни Соколовой Ирины», которая приурочена к юбилею народной артистки России Ирины Леонидовны Соколовой.
«Мне 125 лет, моей дочери 95 лет, а Ире 85 лет…» С этих слов начинаются «Счастливые дни Соколовой Ирины». На сцене швейная машинка «Зингер» и молодая тогда еще бабушка Ирины Леонидовны Клавдия Валерьяновна, которую сыграла заслуженная артистка России Наталья Боровкова. Она погружает зрителей в семейные истоки этой творческой династии: почему прадеда Иры прозвали «мятным всадником», про квартиру в консерватории, про танцульки во время Гражданской войны, про радугу зимой, про эвакуацию в кузове грузовика из холодного блокадного Ленинграда.
Ирине Соколовой суждено было блистать на сцене – бабушка Клавдия Валерьяновна работала заведующей костюмерного цеха и после эвакуации из блокадного Ленинграда смогла сохранить работу в театре, мама (Оксана Глушкова) – актриса, отец (Владимир Морозков) – актер. Она дебютировала в возрасте пяти лет, исполнив роль гномика в спектакле «Золушка», за что получила свой первый гонорар – конфету. Этот эпизод из жизни есть в постановке «Счастливые дни Соколовой Ирины» гениального Геннадия Тростянецкого. Геннадий Тростянецкий, режиссер спектакля: «Человек это и есть время. Более тридцати часов разговоров с Ириной Леонидовной Соколовой, ее родными и коллегами легли на бумагу. То, что вы видите на сцене – это одна сотая часть того, что я слышал. Когда мы начали разговаривать, я понял, что судьбу каждого человека или факт его жизни можно перевести в язык искусства. Когда-то Шукшин сказал, что о человеке можно судить по трем вещам – как он родился, как влюбился и как умер. Так и возникла структура этого спектакля –соединение сцен из пьес, в которых она играла, и жизни. Где-то они вступают в противоречие, где-то они продолжают и дополняют друг друга. Мне показалось это интересным».
![](https://xn--90abeefptkatcaz2q.xn--p1ai/wp-content/uploads/2025/01/222.jpg)
В этом спектакле-биографии очень много отрывков из известных работ Ирины Соколовой: «Жила-была девочка», «Радуга зимой», «Весенние перевертыши», «Тимми, ровесник мамонта» и, конечно же, «Конек-Горбунок». Роли Ирины Леонидовны исполнены двумя молодыми актрисами ТЮЗа Татьяной Алпатовой и Софьей Шершневой.
![](https://xn--90abeefptkatcaz2q.xn--p1ai/wp-content/uploads/2025/01/3333.jpg)
Татьяна Алпатова, актриса ТЮЗа: «Ирина Леонидовна – невероятная актриса. Очень не хотелось ударить в грязь лицом, исполняя ее роли. Но мы старались справляться с волнением, выходя на сцену. Ирина Леонидовна присутствовала на репетициях, но никогда нас не поправляла. Она доверяла режиссеру Геннадию Рафаиловичу, а мы доверяли ему».
Ирина Соколова играет в этом спектакле саму себя в детстве. В сером коротком платьишке с белым воротничком она, действительно, похожа на маленькую девочку – немного капризную, искреннюю, добрую и обаятельную. Ей еще столько предстоит пережить в жизни и в спектакле, справиться в жизненными перипетиями, буквально встать на ноги и научиться заново ходить.
Ирина Леонидовна Соколова: «Детство не забывается – оно как копилка, в которую потихонечку “капают” все впечатления. Мы оттуда в зрелости “вынимаем”, благодаря этому и живем. Я очень довольна постановкой. И особенно довольна зрителем, ведь не было бы их, не было бы и меня».
![](https://xn--90abeefptkatcaz2q.xn--p1ai/wp-content/uploads/2025/01/4444.jpg)
«Счастливые дни Соколовой Ирины» иллюстрируют не только творческий путь Ирины Леонидовны, охватывающий множество ролей в театре и кино, но и ее сложную и подчас драматичную жизнь. Эта постановка не только дань уважения великой актрисе, но и вдохновение для новых поколений артистов, стремящихся к самовыражению и искренности в своем творчестве. Очень хочется, чтобы спектакль обрел широкую популярность и стал значимой частью театрального репертуара, вдохновляя зрителей на долгие годы.
Фотографии Стаса Левшина