Весна – это время, когда на улицах города уже чувствуется тепло и пробуждение природы, а в культурной столице весна традиционно начинается с фестивалей – театральные компании готовы показать свои лучшие постановки и представления.
Так, в «Балтийском доме», уже в 26-й раз прошел масштабный театральный фестиваль «Встречи в России», который был посвящен 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Это важное культурное событие, которое ежегодно проводится с целью популяризации и продвижения русской драматургии и театральной режиссуры. Фестиваль является площадкой для встречи театральных коллективов ближнего и дальнего зарубежья, а также для обмена опытом и идеями между профессионалами отрасли.
Интересно, что почти все спектакли, которые были представлены на фестивале, созданы при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга. Свои постановки по произведениям великого русского поэта представили ведущие театральные коллективы из России, Абхазии, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.
В фойе «Балтийского дома» буквально воссоздали «мир» Пушкина: дамы в кринолинах, мужчины в камзолах, и всё это под классическую музыку в живом исполнении. Сам Александр Сергеевич на помосте в это время пишет стихи и просит поднести ему новый лист бумаги.
Открыл фестиваль Азербайджанский государственный академический русский драматический театр из Баку спектаклем «Капитанская дочка». Сюжет рассказывает о любви между дочерью казака и молодым офицером. Они переживают много испытаний, в том числе их любовь подвергается тяжелым испытаниям во время Пугачевского восстания.
Актеры прекрасно воссоздали характер героев и атмосферу того сурового времени, акцентируя на основных темах романа – любви, чести, предательстве и идеалах. Джохар Абдуллаев, который исполнял роль Петра Андреевича Гринева, стал одним из самых ярких и запоминающихся персонажей в спектакле, смог идеально и так ярко передать образ молодого, обаятельного и амбициозного человека. Режиссер спектакля Игорь Коняев.
Премьера спектакля «Евгений Онегин» отличилась интересным режиссерским решением, креативным подходом к постановке и отсутствием декораций. Спектакль Государственного русского театра драмы им. Ф.А. Искандера рассказал историю любви, страсти и общественных нравов, изображая жизнь русского общества начала XIX века. Сцена дуэли между Онегиным (Эмиль Петров) и Ленским (Саид Лазба) очень четко олицетворяет разочарование, недопонимание и суровые последствия конфликта между героями. Режиссер спектакля Сергей Ефремов.
Совершенно неожиданное видение «Маленьких трагедий» представил Гомельский областной драматический театр из Республики Беларусь.
На сцене зрители увидели два спектакля, объединенные одной идеей – о таланте гения и зависти злодея, а также о встрече Александра Пушкина с императором Николаем I. Интересно, что гениев – Моцарта и Пушкина – играют актрисы (Мария Ходякова и Вера Грицкевич). Именно им удалось так точно передать хрупкую сущность талантливых личностей. Режиссер спектакля Роман Габриа.
Ферганский областной русский драматический театр из Узбекистана впервые принимал участие в фестивале. Зрители очень тепло приняли спектакль «Барышня-крестьянка», который показал жизнь русской провинциальной общины, рассказал о противоречиях между городской и деревенской жизнью, о социальных различиях и об искренности чувств.
Анастасия Галдава, исполнительница роли Лизы Муромской, смогла передать нежность, чистоту души, силу характера и внутреннюю красоту этого персонажа. Спектакль наполнен народными песнями, хороводами, русской душой. Режиссер спектакля Анвар Абдуллаев.
Государственный русский драматический театр им. Вл. Маяковского из Душанбе (Таджикистан) представил спектакль «Тартюф» об обманщике по имени Тартюф (Дмитрий Мурзинов), который под видом благочестивого человека пытается завладеть имуществом и сердцем богатого дома. Спектакль поднял важный вопрос о вере, лицемерии, морали и обмане. Режиссер спектакля Бодурбек Миралибеков.
Мистический спектакль «Пиковая дама» построен вокруг игры в карты, страсти, жажды победы и любви. Русский драматический театр из Казахстана представил свое видение Петербурга – декорации в постановке наполнены видами города, но не дворцовой его частью, а скорее серой, таинственной и угрюмой его стороной. Сам Александр Сергеевич Пушкин в лице Жана Камалова появляется на сцене из микроавтобуса. Режиссер спектакля Роман Лыков.
Еще один белорусский театральный коллектив представил свое творение на фестивале. Гродненский областной театр кукол пригласил зрителей прямо на сцену «Балтийского дома», чтобы удивить таинственным произведением «Уединенный домик на Васильевском». В постановке много танцев, мистических преображений, потусторонних игр, черного юмора. Актеры и куклы очень органично вписаны в спектакль. Режиссер спектакля Олег Жюгжда.
Пушкинские «Маленькие трагедии» зрители смогли увидеть в двух разных режиссерских версиях. Ереванский государственный русский драматический театр им. К.С. Станиславского представил свою постановку «трагедий», в которой переплелись сюжеты «Сцен из Фауста», «Скупого рыцаря», «Моцарта и Сальери», «Каменного гостя» и «Пира во время чумы». Интересно, что на роль мужского персонажа Моцарта взяли… актрису Рипсиме Нагапетян. Режиссер спектакля Карен Нерсисян.
На фестивале также прошли мастер-классы, лекции, дискуссии и другие образовательные мероприятия, направленные на обмен знаниями и опытом между театральными специалистами. Участие в фестивале позволило театральным коллективам продемонстрировать свои работы на новой площадке, получить обратную связь от зрителей и критиков, а также укрепить связи с коллегами из других городов.
ХХVI Фестиваль русских театров «Встречи в России» стал важным событием для театрального сообщества страны, способствуя укреплению театральных связей, и позволил зрителям познакомиться с разнообразием русской театральной культуры.