[dropcap]М[/dropcap]еждународный театральный фестиваль «Балтийский дом», стартовавший 1 октября в нашем городе в 30 (!) раз и проходивший почти месяц, собрал немало любителей Мельпомены. Причем, не только из Петербурга, но и Москвы, туристов из других регионов страны и даже из-за рубежа.
«БАЛТИЙСКИЙ ДОМ» УДИВИЛ ПРЕМЬЕРАМИ И «ЕВРОПЕЙСКОСТЬЮ»
А все потому что, многие новые спектакли из-за начавшейся весной пандемии его участники не успели показать даже у себя дома и привезли их прямо на берега Невы. Среди таких премьер открывший фестиваль «Онегин-блюз», ироничная музыкальная драма по роману в стихах «Евгений Онегин» А. Пушкина, где центральную мужскую роль блистательно играет хорошо знакомый по киноэкрану актер Алексей Гуськов, «Мама» А. Волошиной опять же столичного Центра драмы и режиссуры с любимицей публики народной артисткой РФ Еленой Яковлевой и другими талантливыми исполнителями.
А также оригинальный мюзикл «Скрипач на крыше» по мотивам произведений Шолом Алейхема (в США он отмечен премией «Тони» сразу в 9 номинациях) и перенесенный Львом Рахлиным на питерскую сцену (с народным артистом России Игорем Скляром в главной роли). Он шел во второй день фестиваля и имел большой успех, так же, как и «Дорогая Елена Сергеевна», поставленная по одноименной, нашумевшей (в свое время) пьесе Л. Разумовской, но в абсолютно новом сценическом прочтении режиссера Владимира Жукова, ученика Камы Гинкаса (театр «Сатирикон» имени А. Райкина).
НО, ПОЖАЛУЙ, БОЛЕЕ ВСЕХ УДИВИЛ КОЛЯДА – ТЕАТР ИЗ ЕКАТЕРИНБУРГА.
Созданный известным драматургом (а теперь и режиссером) Николаем Колядой, он показал спорные, но интересные сценические версии сразу двух классических произведений – романа Ф. Достоевского (спектакль «Раскольников») и пьесы Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия», за постановку которой наш земляк, гениальный режиссер Г.А. Товстоногов, 105-летний юбилей которого недавно отмечался, когда-то был удостоен Ленинской премии.
«Изюминка» нынешних постановок в том, что даже следуя традиционным сюжетам, описанным авторами, режиссер Н. Коляда стремится увязать их с тем, что волнует нас сегодня. Причем, делает это не традиционно, прибегая к необычной пластике, лаконичному и вместе с тем, выразительному художественному, музыкальному оформлению. И сам не замечая того, зритель задумывается – смог ли бы (как Раскольников) сегодняшний молодой человек убить ради денег или ради пресловутого «хайпа» не «старуху-процентщицу», а просто другого человека? И зная о том, что происходит вокруг, ответ напрашивается утвердительный.
Так же, как в конце «Оптимистической трагедии», мучает другой вопрос – за что погибли обаятельная, образованная женщина – Комиссар (ставшая, несомненно, во многом притягательным, «духовным», центром постановки) и ее товарищи по партии, если и в «светлом будущем», о котором они мечтали, мы так плохо, так неразумно живем? Но на него ответа пока нет. К сожалению, ни на сцене, ни в жизни.
В ПРОГРАММЕ ФЕСТИВАЛЯ БЫЛО НЕМАЛО И ДРУГИХ ЗАПОМИНАЮЩИХСЯ СПЕКТАКЛЕЙ
Из Москвы привез свою версию «Ромео и Джульетты» Российский академический молодежный театр, поставленную Егором Перегудовым, последователем школы Сергея Женовача. Но опять-таки с особым, современным (и не только потому, что главные шекспировские персонажи были одеты, как сегодняшние молодые люди, а их почтенные родители, как «бизнесмены» наших 90-х гг.) взглядом на классический сюжет. Еще одно оригинальное прочтение всем известной пьесы Т. Уайлдера «Наш городок» представил Дмитрий Крымов в премьерном спектакле «Все тут», где занята почти вся труппа театра «Школа современной пьесы», в том числе и сам режиссер, что бывает у нас крайне редко.
Нужно сказать и о самой главной особенности этого смотра театрального искусства, пусть вынужденной, из-за пандемии, но в конечном итоге сослужившей добрую службу, привлекший внимание к нему немалого количества зрителей. А именно – о весьма разнообразной, интересной и даже бесплатной (вход был только по онлайн регистрации) «европейской» части нынешнего фестиваля. Если раньше он знакомил (вживую) с лучшими новыми работами европейских театров, то желающие и сейчас могли их посмотреть, но только на малой сцене и онлайн.
Видеотрансляции специально для фестиваля напрямую были организованы со стационарных сцен стран Балтики. Мы увидели очень необычный спектакль «Коммуна», поставленный по пьесе датских драматургов М. Рукова и Т. Винтерберга режиссером Эльмо Нюганеном в Городском театре Таллинна. Рассказанная со сцены история современной супружеской пары, решившей организовать в полученном по наследству доме своеобразную «коммуну», актуальна не только для Эстонии. Не случайно спектакль получил в этом году Национальную театральную премию.
Свое, интересное, прочтение широко известной пьесы «В ожидании Годо» С. Беккета показал Государственный Малый театр г. Вильнюса в постановке знаменитого Римаса Туминаса. Не менее впечатляющей была и встреча с творчеством Нового Рижского театра и его новой работой «Долгая жизнь» (режиссер – Алвис Херманис). И совсем уж неожиданной стала для зрителей интерпретация популярного романа «Гроздья гнева» Дж. Стейнбека, нобелевского лауреата, созданная вместе с постановщиком Кристофером Рюпингом артистами из Швейцарии – их театр называется Шаушпильхаус Цюрих.
ПРИБАВИМ К ЭТОМУ НОВЫЙ ПРОЕКТ «НЯКРОШЮСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
с демонстрацией онлайн замечательных постановок Эймунтаса Някрошюса и дискуссиями по поводу его творчества. Они проходили параллельно фестивалю в других помещениях театра и по-новому раскрыли личность и талант выдающегося литовского режиссера, большого друга Балтдома (к сожалению, ушедшего из жизни), мастера поистине европейского уровня.
Так что нынешний юбилейный фестиваль «Балтийский дом», который, как отметил его генеральный директор Сергей Шуб, так долго ждали и тщательно готовились и который (по понятным эпидемиологическим причинам) мог вообще не состояться, по существу превратился в настоящее европейское театральное турне.
НУ, А ДЛЯ САМИХ УЧАСТНИКОВ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕМ ОН ОКАЗАЛСЯ ПРИМЕЧАТЕЛЕН?
Вот что ответил на этот вопрос журналиста нашей газеты Лев Рахлин, режиссер многих популярных музыкальных спектаклей:
– Что касается меня лично, то я безмерно счастлив, что наконец сбылась моя давняя мечта – поставить на петербургской сцене великолепный бродвейский мюзикл «Скрипач на крыше». Такую возможность предоставил Театр «Балтийский дом». Как получилось, пусть судят зрители. Мне бы хотелось подчеркнуть, что именно благодаря действиям руководителей коллектива, сегодня в Балтдоме, пожалуй, собрана сильнейшая в музыкальном отношении труппа в стране. Особенно радует, что в ней много талантливой молодежи.
А НАС, ПРИСУТСТВУЮЩИХ В ЗАЛЕ, ПОРАДОВАЛА ЕЩЕ И САМА АТМОСФЕРА
фестивальных показов, по-настоящему добрая, уважительная (особенно при анонимном голосовании зрителей после каждого спектакля), которую было не просто обеспечить во время уже начавшейся «второй волны» пандемии. Так же как и то, что завершился ХХХ Международный фестиваль «Балтийский дом» спектаклем-бенефисом замечательной актрисы Елены Санаевой «Фаина. Эшелон», посвященном 75-летию Великой Победы и созданным режиссером Иосифом Райхельгаузом по дневниковым военным записям своей матери, Фаины Райхельгауз.
Завершился пронзительно («со слезами на глазах») и, думается, очень достойно, когда, аплодируя, весь зал встал в едином порыве. И что символично – было это практически в канун Дня народного единства и согласия, который отмечается сейчас в России.