Спектакль «Кроткая. Монтаж» по повести Ф.М. Достоевского представляет собой глубокое эмоциональное путешествие в недра человеческой души. Режиссер Артем Злобин мастерски передает мрачную атмосферу Петербурга, обостряя впечатления зрителя от трагедии, разворачивающейся на сцене Театра юных зрителей имени А.А. Брянцева.
Новая сцена, на которой идет спектакль, сама по себе прекрасная декорация к этому спектаклю – мрачная, темная, безисходвыходная (во время спектакля действительно сложно выйти незамеченным). Да-да, некуда бежать. Так и героине постановки Кроткой (Милана Владыкина) тоже никуда не сбежать со сцены от своей несчастной жизни – либо замуж за старика, либо умирать с голоду, либо остаться с Ним (Иван Стрюк) – ростовщиком, который берет девушку золотишко в обмен на деньги.
У Него синдром обиженного Бога, тараканьи усы и несколько попыток убить себя, целясь в Неё, из пистолета.
Они оба хотят любить быть любимыми. Она пытается соответствовать его комплексам требованиям – молчаливо ползает по полу, собирая грязь на белоснежную сорочку, будто пытается стать услужливым роботом-пылесосом, который и стакан воды в старости пистолет привезет.
Он же стремится Её укротить перекроить под себя, то надевая ей корсет, то раздевая до голой спины, придумывая нелепые оправдания своим действиям. Кроткой же остается тихонько петь, пока Его нет дома, намывать окна экраны мониторов и плакаться служанке Лукерье (Анна Лебедь), которая пытается причинить добро мечется между ними.
Лукерья очень хочет семейного счастья Кроткой, поэтому и толкает ее на участь брак с Закладчиком. Его она любит ненавидит, хочет хотя бы поцеловать побить. Она закрывает глаза на неотвратимость брака катастрофы, натягивая маску для сна, и кутается в новую шубу.
На кровати, стоящей посреди сцены, Кроткая начинает семейную жизнь и под в ней же заканчивает. Другого варианта завершить этот брак она не видит. Ее детские мечты представления о любви разрушены его поведением реальностью. И только в конце Она, молчавшая весь спектакль, вдруг устраивает бунт на корабле кровати – поет, поет громко, красиво, словно освобождается от жизни оков.
Он снова остается один. На кровати, где еще недавно лежало Ее тело, крутится кроткий робот-пылесос, который молча собирает прах пыль. Ему уже никуда не убежать.
Иван Стрюк, актер (роль Закладчика): «Мой герой – тиран, но очень ранимый. В прошлом Закладчика выгнали из полка, и эта ситуация выбила его из колеи. Я бы даже сказал, что это стало отправной точкой в ту жизнь, в которой он оказался.
Он – противоречивый человек. Он слишком долго заблуждался в своих мыслях, и когда все понял и даже пытался что-то изменить, этого уже было недостаточно».
Анна Лебедь, актриса (роль Лукерьи): «Лукерья – персонаж, который живет жизнью других, но мечтает о своем физическом счастье. Сначала она прислуживает Ей и Ему, а потом начинается неоднозначный любовный треугольник. Все эти обстоятельства неминуемо привели к роковой развязке».
Милана Владыкина, актриса (роль Кроткой): «Я бы не сказала, что моя героиня какой-то строптивый подросток. Она очень нежная, открытая, терпеливая, достаточно кроткая. Но любого человека можно вывести из себя, свести с ума. Ее жизнь не могла бы сложиться по другому рядом с этим человеком. Это ее судьба».
Артем Злобин: «Мне давно нравится текст «Кроткой» – в нем есть тот уровень психологизма, который с первого раза трудно уловить. Я делал спектакль так, как чувствовал этот материал, использовал музыку, которая мне откликается. Мы с актёрами просто пытались честно подойти к этому материалу, отталкиваясь от своих ощущений. Мне важно, чтобы в постановке было много и их размышлений и взаимоотношений между собой.
Спектакль хотелось приблизить максимально к сегодняшнему дню и найти те типажи главных героев, которые были бы актуальны».
Фото Татьяны Никишкиной