Первое в истории соревнование ИИ-автопилота с человеком в рамках конкурса профессионального мастерства «Лучший водитель трамвая-2024».
На территории ПТО «Шаврова» СПб ГУП «Горэлектротранс» состоялся уникальный финал ежегодного конкурса профессионального мастерства вагоновожатых «Лучший водитель трамвая-2024». Впервые за всю 51-летнюю историю конкурса против 18 лучших вагоновожатых сыграл трамвай без водителя» с ИИ-автопилотом.
Организаторы прогнозируют, что в будущем различные соревнования между человеком и Искусственным Интеллектом станут регулярными, вполне допустимо предположить, что и трамвайный конкурс в новом формате «смешанной реальности» может войти в программу Олимпийских игр второй половины 2030-х годов. Поэтому первые в истории конкурсные заезды беспилотного трамвая организаторы символично окрестили Первым в мире импровизированным Олимпийским соревнованием будущего, а в качестве председателя жюри трамвайного конкурса новой реальности пригласили Олимпийскую чемпионку Татьяну Навку.
Организаторами новой номинации «Самый молодой водитель» для трамвая с ИИ-автопилотом в рамках петербургских соревнований лучших водителей трамвая выступают СПб ГУП «Горэлектротранс» и разработчик системы Cognitive Tram Pilot компания Cognitive Pilot.
Для сравнения качества управления трамваем человеком и ИИ-автопилотом организаторы подготовили специальную трассу протяженностью 400 метров с набором различных препятствий: запланированная остановка, зона ограничения скорости, стрелка, светофор, внезапное появление человека.
Главная задача соревнований в номинации «Самый молодой водитель» с участием беспилотного трамвая – на практике определить, может ли трамвай с автопилотом продемонстрировать тождественные результаты с лучшими водителями города.
Татьяна Навка дала торжественный старт первым в истории соревнованиям трамвая-робота против человека и отметила, что сегодня очень необычный день в истории города Петербурга, в истории нашей страны, а может, и всего человечества: «Сегодня мы приветствуем участников Первого в Мире Импровизированного Соревнования между асами электротранспорта России, профессиональными водителями трамваев Петербурга и трамваем-роботом с Искусственным Интеллектом. Возможно, сегодня мы заложим основу под Олимпийские Игры будущего, например, Олимпиаду 2038 года, когда новым олимпийским видом спорта станут соревнования электротранспорта, управляемого роботами и людьми. Дух мирного соревнования всегда был основным механизмом эволюции человеческого общества».
Также в состав жюри номинации «Самый молодой водитель» вошли старшие школьники-делегаты из ДОЛ «Зарница», ученый-секретарь МАП ГЭТ, доцент «Политеха» Дмитрий Плотников, заместитель директора Ассоциации «ИнтерАгроТех» по взаимодействию с разработчиками систем ИИ Далина Бойко.
Трамвай без водителя, оснащенный системой искусственного интеллекта CognitiveTramPilot, совершил по конкурсной трассе 2 заезда:
• «Скоростной круг с экстренной остановкой перед светофором»;
• «Плавность хода с ёмкостью на борту и остановка перед человеком на путях».
Итоги соревнований ИИ-автопилота и лучших водителей: трамвай без водителя уже умеет самостоятельно управлять бортовыми приборами; выбирать режим движения с учетом существующих ограничений дорожной ситуации; подстраиваться под условия трамвайной инфраструктуры; распознавать и реагировать на пешеходов и автомобили; учитывать сигналы светофора; при появлении человека или автомобиля выполнять торможение с учетом погодных условий, времени года и своей скорости движения.
При выполнении заездов беспилотный трамвай оценивался по следующим критериям: точность остановки, движение по противошерстной стрелке, движение с заданной скоростью, тормозной путь при экстренной остановке перед светофором, плавность хода при разгоне и торможении, общее время заезда. При использовании трамвая с автопилотом получен положительный опыт. Это значит, что можно переходить на новый этап испытаний уже в более сложных дорожных условиях.
По итогам соревнования беспилотный трамвай, с системой Cognitive Tram Pilot показал лучшие результаты по выбору скоростного режима и плавности хода. Робот также вошел в пятерку лучших результатов по точности остановки перед светофорами, на стоп-линиях и по времени, затраченному на прохождение трассы. По совокупности всех показателей ИИ уверенно вошел в ТОП-5 лучших водителей города на Неве.
Промышленно система используется более чем на 200 трамваях в Санкт-Петербурге. За два года эксплуатации не отмечено ни одного серьезного ДТП с ее участием. Движение стало более плавным.