Образа Петра Великого

[dropcap]8[/dropcap] июня 2022 года в 14.00 в Невской куртине Петропавловской крепости открывается выставка «Именем Петра», приуроченная к 350-летию со дня рождения Петра I. Она рассказывает о первом российском императоре, основателе Санкт‑Петербурга, как о символической фигуре, образе и персонаже культурной мифологии.

превращение его из реального правителя в символическую фигуру, началось еще при жизни императора и продолжилось после его кончины. Особенное значение петровский образ приобрел в эпоху правления Екатерины II. В это время утверждается основа петровской мифологии, и сам Петр Великий превращается в государственный символ, олицетворение власти и Российской империи как таковой.

ЗНАКОВОЕ СОБЫТИЕ

Возведение в 1782 г. в Санкт‑Петербурге первого памятника Петру Великому – знаменитого «Медного всадника» (скульптор Э.М. Фальконе). Этот образ не просто лег в основу канонической петровской иконографии в последующие годы, но стал важнейшим символом Санкт‑Петербурга, воплощая неразрывную связь города и его основателя. На выставке представлен обширный корпус материалов, связанных с «Медным всадником» как ключевым элементом городской иконографии и культурной мифологии: фотографии и документы, произведения скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, графика, сувенирная и тиражированная печатная продукция и многое другое. Здесь можно увидеть голову Петра I для памятника «Медный всадник», созданную Мари-Анн Колло (отлив XX века по модели 1765–1770); издание поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1923) с иллюстрациями А.Н. Бенуа; фотографии, запечатлевшие знаменитый памятник в разное время: в дни празднования 200-летия Петра Великого в 1872 г. и в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.

В ХОДЕ ДЕСОВЕТИЗАЦИИ…

В конце XIX – начале XX века в Петербурге и его окрестностях было установлено значительное число памятников Петру Великому. В 1918 – первой половине 1930-х годов немалая их часть была демонтирована под предлогом малой художественной ценности и отправлена в переплавку. Некоторые монументы, например, бюст Петра в Стрельне и скульптурная группа в Петергофе, изображающая Петра с малолетним французским королем Людовиком XV на руках, были утрачены в годы Великой Отечественной войны. Отдельные памятники были впоследствии восстановлены. Примечательно, что в 1990-е годы в ходе десоветизации некоторые памятники В.И. Ленину, например, бюст на Московском вокзале, были заменены изображениями Петра Великого. На выставке демонстрируются модели, художественные изображения, фотографии памятников первому российскому императору: «Прадеду правнук» перед Инженерным замком (Б.К. Растрелли), «Царь-плотник» на Адмиралтейской набережной, «Петр I с малолетним французским королем Людовиком XV на руках» в Петергофе, памятники императору в Кронштадте, Стрельне, на Кирочной улице и у Сампсониевского собора в Петербурге, памятник Петру I в Петропавловской крепости (М. Шемякин), проект памятника Петру I в честь переименования Ленинграда (К.М. Симун).

В экспозиции представлены два скульптурных образа Петра Великого, выполненных прославленными мастерами М.М. Антокольским и А.М. Опекушиным.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

Отдельное внимание на выставке уделено теме петровской топонимики и ее изменениям во времени. Именем Петра Великого назывались географические объекты, населенные пункты и улицы (Петергоф, Петровский остров, Петровская набережная). В честь императора именовались учебные и медицинские заведения, учреждения культуры и науки (Политехнический институт, Ботанический сад, больница Петра Великого, Музей антропологии и этнографии и др.). Так же, как и в случае с памятниками, переименования отражали общие историко-культурные и политические изменения в обществе. Одним из примеров может послужить разводной мост через реку Неву: заложенный в 1909 г. в честь 200-летия Полтавской битвы, он был назван «Мост императора Петра Великого», после революции 1917 года – переименован в «Большеохтинский», а в 1990-е годы к нему вернулось историческое название. На выставке представлен проект Охтинского моста, выполненный в 1908 г. Г.Г. Кривошеиным и В.П. Апышковым.По мере того, как петровский образ укоренялся в культуре и общественном сознании как государственный символ, укреплялась и символическая связь между Санкт‑Петербургом и его основателем. Так, образ Петра Великого, как правило, в его канонических воплощениях, становился важнейшим городским брендом, его эмблемой и символом.

Раздел выставки будет посвящен петровской иконографии в массовой сувенирной продукции, использованию образа императора в оформлении городского пространства.

Особое внимание на выставке уделено теме воплощения образа Петра Великого в литературе, искусстве и кино. На разнообразном материале выставка покажет, как образ Петра Великого существовал в культуре в качестве символа и как изменялись эти символические формы со временем, от XVIII в. до сегодняшнего дня.

Выставка «Именем Петра» продолжит работу до 25 августа 2022 года.


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *