[dropcap]8[/dropcap] июня 2022 года в 14.00 в Невской куртине Петропавловской крепости открывается выставка «Именем Петра», приуроченная к 350-летию со дня рождения Петра I. Она рассказывает о первом российском императоре, основателе Санкт‑Петербурга, как о символической фигуре, образе и персонаже культурной мифологии.
превращение его из реального правителя в символическую фигуру, началось еще при жизни императора и продолжилось после его кончины. Особенное значение петровский образ приобрел в эпоху правления Екатерины II. В это время утверждается основа петровской мифологии, и сам Петр Великий превращается в государственный символ, олицетворение власти и Российской империи как таковой.
ЗНАКОВОЕ СОБЫТИЕ
Возведение в 1782 г. в Санкт‑Петербурге первого памятника Петру Великому – знаменитого «Медного всадника» (скульптор Э.М. Фальконе). Этот образ не просто лег в основу канонической петровской иконографии в последующие годы, но стал важнейшим символом Санкт‑Петербурга, воплощая неразрывную связь города и его основателя. На выставке представлен обширный корпус материалов, связанных с «Медным всадником» как ключевым элементом городской иконографии и культурной мифологии: фотографии и документы, произведения скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, графика, сувенирная и тиражированная печатная продукция и многое другое. Здесь можно увидеть голову Петра I для памятника «Медный всадник», созданную Мари-Анн Колло (отлив XX века по модели 1765–1770); издание поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1923) с иллюстрациями А.Н. Бенуа; фотографии, запечатлевшие знаменитый памятник в разное время: в дни празднования 200-летия Петра Великого в 1872 г. и в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.
В ХОДЕ ДЕСОВЕТИЗАЦИИ…
В конце XIX – начале XX века в Петербурге и его окрестностях было установлено значительное число памятников Петру Великому. В 1918 – первой половине 1930-х годов немалая их часть была демонтирована под предлогом малой художественной ценности и отправлена в переплавку. Некоторые монументы, например, бюст Петра в Стрельне и скульптурная группа в Петергофе, изображающая Петра с малолетним французским королем Людовиком XV на руках, были утрачены в годы Великой Отечественной войны. Отдельные памятники были впоследствии восстановлены. Примечательно, что в 1990-е годы в ходе десоветизации некоторые памятники В.И. Ленину, например, бюст на Московском вокзале, были заменены изображениями Петра Великого. На выставке демонстрируются модели, художественные изображения, фотографии памятников первому российскому императору: «Прадеду правнук» перед Инженерным замком (Б.К. Растрелли), «Царь-плотник» на Адмиралтейской набережной, «Петр I с малолетним французским королем Людовиком XV на руках» в Петергофе, памятники императору в Кронштадте, Стрельне, на Кирочной улице и у Сампсониевского собора в Петербурге, памятник Петру I в Петропавловской крепости (М. Шемякин), проект памятника Петру I в честь переименования Ленинграда (К.М. Симун).
В экспозиции представлены два скульптурных образа Петра Великого, выполненных прославленными мастерами М.М. Антокольским и А.М. Опекушиным.
СИМВОЛИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
Отдельное внимание на выставке уделено теме петровской топонимики и ее изменениям во времени. Именем Петра Великого назывались географические объекты, населенные пункты и улицы (Петергоф, Петровский остров, Петровская набережная). В честь императора именовались учебные и медицинские заведения, учреждения культуры и науки (Политехнический институт, Ботанический сад, больница Петра Великого, Музей антропологии и этнографии и др.). Так же, как и в случае с памятниками, переименования отражали общие историко-культурные и политические изменения в обществе. Одним из примеров может послужить разводной мост через реку Неву: заложенный в 1909 г. в честь 200-летия Полтавской битвы, он был назван «Мост императора Петра Великого», после революции 1917 года – переименован в «Большеохтинский», а в 1990-е годы к нему вернулось историческое название. На выставке представлен проект Охтинского моста, выполненный в 1908 г. Г.Г. Кривошеиным и В.П. Апышковым.По мере того, как петровский образ укоренялся в культуре и общественном сознании как государственный символ, укреплялась и символическая связь между Санкт‑Петербургом и его основателем. Так, образ Петра Великого, как правило, в его канонических воплощениях, становился важнейшим городским брендом, его эмблемой и символом.
Раздел выставки будет посвящен петровской иконографии в массовой сувенирной продукции, использованию образа императора в оформлении городского пространства.
Особое внимание на выставке уделено теме воплощения образа Петра Великого в литературе, искусстве и кино. На разнообразном материале выставка покажет, как образ Петра Великого существовал в культуре в качестве символа и как изменялись эти символические формы со временем, от XVIII в. до сегодняшнего дня.
Выставка «Именем Петра» продолжит работу до 25 августа 2022 года.