[dropcap]И[/dropcap]юнь по праву можно назвать «самым петербургским» из всех иных месяцев году. И дело здесь даже не в том, что именно в июне – по новому стилю, пришли в этот мир и Петр Первый, основатель города над вольной Невой, и Александр Пушкин, воистину петербургский пиит, петербуржец по духу и сути, хоть и рожденный на берегах Москвы-реки. Именно июнь даровал нам таких – петербуржцев, ленинградцев, рожденных здесь, либо ставших ленинградцами-петербуржцами по духу, как Клодт, Мравинский, Спивак…
ЕВГЕНИЙ МРАВИНСКИЙ
[dropcap]4[/dropcap] июня – по новому стилю, родился выдающийся дирижер современности Евгений Мравинский. «Под управлением Мравинского» – эта сакральная фраза стала воистину легендарной, Ленинградская филармония будет жить с ней почти полвека. И каждый концерт с его дирижерским участием – словно кадр из выдающегося кинофильма, повествующего о настоящем, стоящем человеке, смысл жизни которого – формирование нашего с вами музыкального мира.
Андрей Золотов, заслуженный деятель искусств, так отзывался о Мравинском: «…Его интерпретация симфонических произведений Чайковского, Бетховена, Шуберта, Моцарта, Брамса, Брукнера, Вагнера, Вебера, Рихарда Штрауса, Дебюсси, Равеля, Хиндемита, Онеггера, Сибелиуса, Бартока, Скрябина, Глазунова, Стравинского, Прокофьева незабываема и ни с чем не сравнима… Каждый по-настоящему великий артист непременно входит в жизнь с каким-то новым композитором, которого этот артист «открывает» и «несет» в течение всей своей творческой жизни… Так Мравинский открыл для себя и для миллионов людей Шостаковича-симфониста.
Выдающийся дирижер ХХ века был и остается не просто исполнителем, интерпретатором чужой музыки, но художником-творцом…».
«ЖИВАЯ» ЛИНИЯ КЛОДТА
[dropcap]5[/dropcap] июня – по новому стилю, появился на свет Петр Карлович Клодт, которого благодарные современники именовали не иначе как «мастер вздымать на дыбы могучих железных коней уверенной и твердою рукою».
Любовь к изяществу, рисованию, а после и к монументальному ваянию пришла еще в детстве, однако перечить воле родителям юноша не смел. Родившись в семье потомственного военного, будущий знаменитый скульптор поначалу учился в Омском войсковом казачьем училище, а после в Петербургском артиллерийском. Но военные теория и практика впечатлительного юношу не вдохновляли. Единственной отрадой для Петра в то время было рисование. Всё свободное время Клодт с упоением рисовал лошадей. По памяти, с натуры, каждый мускул, каждый поворот головы этого дивного грациозного животного. Когда под рукой не было карандаша, Клодт делал графические силуэты животных из черной бумаги, вытачивал из дерева и натуралистично раскрашивал разнообразные фигурки лошадей, старательно повторяя каждую «живую» линию лошадиного туловища.
Получив чин подпоручика, он оставался на военной службе до 23 лет, позже вышел в отставку и решил целиком посвятить себя искусствам. Первой серьезной работой мастера стала шестерка коней – монументальная часть групповой скульптуры, венчающей Нарвские триумфальные ворота. Открытые в августе 1834 года. Ключевую часть композиции – летящий образ Славы, исполнил маститый ваятель человеческого тела Степан Пименов. И если Нарвские триумфальные ворота для Клодта стали первым шагом на пути в вечность, то у Пименова за плечами было множество иных скульптурных композиций. Когда стал вопрос о перестройке Аничкова моста на Невском проспекте – через реку Фонтанку, Петр Клодт предложил усилить монументальное значение небольшой переправы конской скульптурной группой. Тогдашний император Николай Первый поддержал инициативу. Кто тогда мог знать, что именно Клодт станет автором уникального конного памятника императору Николаю на Исаакиевской площади…
ОН – ПАМЯТНИК ВОЗДВИГ СЕБЕ…
[dropcap]6[/dropcap] июня по новому стилю родился великий русский поэт и писатель, основоположник современного литературного русского языка Александр Пушкин. Помимо прочего – целого массива художественных произведений, Александр Сергеевич остался в памяти потомков также как издатель. Пушкин был одним из основателей «Московского вестника», «Литературной газеты», издавал журнал «Современник». Знаменитую уже три столетия «Литературку» запустила группа товарищей, но Пушкину издателю там была отведена выразительная роль. «…Первоначально газета выходила один раз в пять дней, ее главным редактором был поэт Антон Дельвиг, – пишет современная редакция нынешней «Литературной газеты». – После выхода двух первых номеров газеты Дельвиг на некоторое время уехал в Москву, а последующие десять выпусков редактировал Пушкин…».
В «Литературной газете» Пушкин опубликовал главу из «Путешествия в Арзрум», «Арапа Петра Великого», отрывок из восьмой главы «Евгения Онегина», стихотворения «Стансы», «Арион» и другие материалы. В отделе прозы впервые выступил в печати Николай Гоголь (фрагменты из повести «Страшный кабан»). Также публиковались произведения Петра Вяземского, Евгения Баратынского, Алексея Кольцова, стихи сосланных декабристов. Но главным трудом – публицистическим, чуть ли не всей жизни Александра Сергеевича – стал «Современник». Однако к новому своему детищу Пушкин подступился в 1836 году – незадолго до своей смертоносной дуэли… Николай Смирнов-Сокольский, писатель, библиофил и библиограф, историк книги, так отзывался о главном публицистическом труде Пушкина: «… Журнал Пушкина “Современник” просуществовал всего только один 1836 год. Все четыре обещанные подписчикам части были выпущены в свет. Пятый том, или первая часть следующего 1837 года, вышла уже после гибели редактора-издателя журнала. Можно предположить, что большая часть литературного материала этого пятого тома была заготовлена еще самим Пушкиным…
Александра Сергеевича давно привлекала мысль об издании собственного печатного периодического органа, который явился бы независимой трибуной для него и его литературных соратников. Такая трибуна стала необходима ввиду прекращения в 1831 году «Литературной газеты» Дельвига… Кроме того, Пушкин надеялся, что издание своего журнала или газеты может создать ему прочную материальную базу, что для него в то время было чрезвычайно важно…».
I-Й РОССИЙСКИЙ…
[dropcap]9[/dropcap] июня по новому стилю на свет появился Петр Алексеевич Романов, первый российский император. Петр Алексеевич и сегодня вызывает неоднозначную оценочную реакцию свои новаторских действий. Упразднил патриаршество и перенес Новый год на 1 января, в 1703 году на отвоеванной у шведов территории Петр основал Санкт-Петербург, который впоследствии более 200 лет был столицей Российской империи. При Петре появилась первая в России газета «Санкт-Петербургские ведомости», открылась Кунсткамера, была основана первая гимназия, Университет и Академия наук.
А В НАШЕ ВРЕМЯ… СЕМЕН СПИВАК…
[dropcap]1[/dropcap][dropcap]4[/dropcap] июня на свет появился виднейший деятель театрального дела Ленинграда-Петербурга, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак. К слову, в этом году Семену Яковлевичу исполняется 70 лет. Одними из первых по сложившейся традиции его «искупали в овациях» сильные мира сего, Валентина Матвиенко, Вячеслав Макаров, Сергей Миронов уже в первой половине дня выразили свое восхищение этой персоной, а заодно почтение пред лицом столь знатного строителя современного драматического театра.
«…Больше 30 лет Вы возглавляете Молодежный театр на Фонтанке, который по праву можно назвать авторским театром Семена Спивака. Театром, которым восхищаются, который любят и знают, который имеет своих преданных зрителей. И все эти три десятилетия Вас сопровождают зрительский успех, уважение коллег и признание театральной критики. Вы собрали прекрасную труппу, воспитали и вырастили артистов, которых объединяют общие художественные идеи, яркий театральный язык, единые устремления…», – пишет в своей поздравительной телеграмме Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации. И наша газета – в числе тех, кто спешит засвидетельствовать свою любовь и преданность этому театральному исполину.
ЕЛЕНА САФОНОВА
[dropcap]В[/dropcap] сей же день, 14 июня, появилась на свет знаменитая «Зимняя вишня» ленинградского, советского киноэкрана Елена Сафонова. И хоть в кино Елена Всеволодовна создала немало удивительных, ярких и живописных ролей и образов, именно образ ленинградской экзальтированной интеллигентки Ольги Ивановны принес актрисе широкое узнавание и всенародную зрительскую любовь.
В этой хрупкой блоковской красавице каждая – зачастую незамужняя, ленинградка середины 80-х видела себя. В той или иной степени. Фабула образа носила на себе отпечаток невыдуманного житейского начала. Она – «закоренелая» одиночка, с ребенком-школьником, он – «вылепленный» из сна и мечтаний герой ее романа. При этом при всем совершенно реальный человек, их деликатный, чувственный союз – результат случайного, но судьбоносного знакомства. Ведь они – сослуживцы.
И еще одна фабула того времени. Он хоть и «герой ее романа», ярко окрашенный меланхоличный красавец – птица, выпавшая из чужого семейного «гнезда». Одну из функционально важных «ролей» в фильме сыграл также и город над вольной Невой, где разворачиваются события первой новеллы Игоря Масленникова. Опытные киноведы уверены, Толстовский дом, раскинувшийся массивными кварталами меж Фонтанкой и улицей Рубинштейна, где обитала главная героиня, сыграл если не главную, то весьма ключевую второстепенную роль.