[dropcap]П[/dropcap]ервый весенний месяц года стал воистину театральным, культуронаправляющим. В Москве, Петербурге и далее – везде. И День работника культуры России, учрежденный президентским распоряжением в августе 2007 года, и Международный день театра, который учрежден самим провидением, духом всемирного театрального организма.
Петербург справился с театральным праздничным прорывом. Взаимными столичными гастролями ведущих драмтеатров, свежим прочтением хрестоматийных текстов музыкальным театром и вовлечением слабовидящих зрителей в таинство сценического волшебства…
МЫ ВАМ – МЮНХГАУЗЕНА…
Уходящий холодный, промозглый март и начало апреля 2022 года москвичам и петербуржцам запомнились обширными масштабными – взаимными, гастролями. Москвичей – в Петербурге, петербуржцев – в первопрестольной. Если быть точными, в Петербурге со своими сценическими изысками побывал сам МХТ имени Чехова, а в Москве свои недавние наработки показал Александринский театр.
Эти гастроли Константин Хабенский анонсировал, вступая в должность художественного руководителя театра, к слову, столь высокую и чрезвычайно престижную в театральном мире должность Константин Хабенский занял в октябре прошлого, 2021, года. 2022 год – знаковый для Константина Хабенского. Не только потому, что на этот год приходится его собственный юбилей – 50-летие со дня рождения, но и еще одна дата – немаловажная в жизни и судьбе любого уважающего себя артиста, актера – 20 лет службы в МХТ имени Чехова. «Питерский зритель – это лакмусовая бумажка, – сказал Константин Хабенский на предваряющей все мхатовских гастроли в Петербурге пресс-конференции, – для меня это проверка на содержание. Проверка на достойный юмор, на уровень и качество. Гастроли в Петербурге для меня – это испытание…». Москвичи показали: «Враки или приключения барона Мюнхгаузена» в постановке Виктора Крамера с Константином Хабенским в главной роли, «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» с Игорем Верником и Дмитрием Назаровым по пьесе Венедикта Ерофеева, «Сирано де Бержерак» Егора Перегудова.
В рамках гастролей МХТ на Новой сцене Александринского прошли четыре мастер-класса для студентов петербургских театральных вузов: от Константина Хабенского, Игоря Верника, Дмитрия Назарова и ректора Школы-студии МХАТ Игоря Золотовицкого.
А ВЫ НАМ – СТАЛИНА (ДЖУГАШВИЛИ, В ЮНОСТИ…)
Гастроли Александринского театра в Москве начались с постановки художественного руководителя театра Валерия Фокина «Рождение Сталина». Спектакль был представлен на Основной сцене Московского Художественного театра (МХТ) имени Чехова. В основе постановки – компилятивный материал, проникновение в душу и сущность человека, личности, который на долгие годы стал вождем и тираном самой большой – по площади, страны в мире. Тут и грузинские песни, тягучие, почти медитативные, стихи самого юного Сосо Джугашвили, который любил, страдал, подчинялся условностям этого мира, но в итоге сам сумел стать безусловным властителем мира – судеб, одной шестой части суши. Как высказался во время одного из своих многочисленных интервью автор спектакля
Валерий Фокин: «Сама идея родилась у меня года за три перед началом работы над спектаклем. Мне захотелось исследовать механизм: как рождается Сталин и одновременно – это неизбежно – исчезает человек по имени Джугашвили. Он ведь решительно отрицал все, что было связано с его юностью… Вот эту черную дыру в его биографии я почувствовал, когда стал интересоваться, и мне захотелось исследовать период его молодости – еще до ссылки. В биографии Сталина действительно много алогичного и даже мистического. Мы не следуем буквально документам, фактам. Театр имеет право домысливать, на то он и театр. Мистика еще и в том, что именно такой человек в итоге и оказался у руля страны», – говорит Валерий Фокин.
Всего в рамках Дней Александринского театра в Москве, которые прошли в МХТ имени Чехова, было представлено три спектакля большой формы: «Рождение Сталина», «Маузер» – по одноименной пьесе Хайнера Мюллера в постановке Теодороса Терзопулоса и спектакль Николая Рощина по мотивам пьесы Максима Горького «Дети солнца». Также на площадке Центра Мейерхольда зрители смогут увидеть два спектакля малой формы, которые участвуют в программе Российской национальной театральной премии «Золотая маска»: «Нана» Андрия Жолдака по роману Эмиля Золя и «Товарищ Кисляков» Андрея Калинина по роману Пантелеймона Романова.
«ОСТРОВ СОКРОВИЩ» В МЮЗИК-ХОЛЛЕ…
Но не только и столько взаимными гастролями ведущих столичных театров жили Москва и в особенности Петербург. Так, на строгий, справедливый, в большей степени благодушный суд публики Мюзик-холл выставил свой новый спектакль, ориентированный на семейную публику – в основе своем на мальчишечью, «Остров сокровищ». Свежее прочтение старой доброй книжки Роберта Стивенсона – кажется, удалось не только и столько Анастасии Удаловой, режиссеру-постановщику этого масштабного сценического действия, сколько всему Мюзик-холлу, кто вложил – без всякого на то сомнения, все свои душевные силы в новую оригинальную искрометную постановку. И тут как у Джонатана Свифта его «Путешествие Гулливера» вышло, стало одновременным открытием и даром как взрослой, и одновременно с тем и малолетней аудитории. Каждый нашел в новом прочтении Стивенсона «Остров сокровищ» нечто свое. Буйство красок, широкая основательная вдумчивая сценическая активность всех и каждого – драматических актеров, хора, балета, собственно, сам ток повествования, который втягивает, вмагничивает зрителя с первых тактов и не оставляет до финального поклона. Как заметила на предваряющей первый показ спектакля пресс-конференции директор театра Юлия Стрижак, центральной зрительской фигурой – при вящей зрительской всеохватности постановки, был мальчишка. Редкий театр сегодня делает ставку именно не просто на молодую, но – мальчишечью, аудиторию. Тот же Мюзик-холл, да, в его репертуаре есть «Маугли», но большая часть спектаклей ориентирована на семейно-девчачью зрительскую среду обитания. Заполнить сей репертуарный пробел и вызвался Мюзик-холл. Судя по отзывам, спектакль пришелся по душе многим, увидевшим свежее сценическое прочтение хрестоматийных пиратских приключений.
ОТКРЫТЫЙ ВСЕМ И КАЖДОМУ МОЛОДЕЖНЫЙ… (ТЕАТР)
Уникальные постановки по свой социальной составляющей в конце марта, 24 и 25 числа, дал Молодежный театр на Фонтанке. В эти мартовские дни актрисы Молодежного театра на Фонтанке Ирина Полянская и Марина Ордина дебютировали в качестве тифлокомментаторов спектаклей «Семья Сориано, или Итальянская комедия» и «Наш городок», которые состоялись в рамках Первого фестиваля спектаклей с тифлокомментированием. Создание тифлокомментария – сложный процесс. Главная задача тифлокомментатора заключается в том, чтобы на три часа стать «глазами» незрячего человека, рассказывая ему о том, что происходит на сцене, уложиться в паузы между репликами артистов и не упустить ключевые моменты.
Фестиваль станет итоговым этапом проекта Школа театрального тифлокомментатора, реализуемого Институтом специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. С ноября по декабрь актрисы Молодежного театра на Фонтанке обучались в Школе театрального тифлокомментатора – общались с незрячими, учились их сопровождать, практиковались в музеях, тренировались на фильмах и спектаклях. «Очень интересно комментировать спектакль, который ты знаешь изнутри, – говорит Марина Ордина. – Ты работаешь с режиссером, понимаешь его посыл в творчестве и мировоззрение. Получается не просто механический пересказ о том, кто и что сделал, история обретает смысл».
***
В Петербурге с 28 марта отменяются ограничения на заполняемость театров, цирков, концертных и кинозалов. Они смогут быть наполнены на 100 %. При этом условие о максимальном количестве посетителей до 2000 человек сохраняется. Основанием для этого стало улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки в городе и предписание главного государственного санитарного врача по Санкт‑Петербургу.
Также отменяется условие о 50% наполняемости и нахождении посетителей исключительно на пассажирских местах для речных трамвайчиков.