[dropcap]6[/dropcap] июня, в день рождения Пушкина, в более чем 20 городах России выходит в прокат фильм «Пушкин‑Битов‑Габриадзе. ПОБЕГ».
Жизнь как побег – это неожиданный взгляд на последнюю дуэль А.С. Пушкина и природу творчества в целом. Анимадок режиссера Аси Гусевой.
«Болдинская осень» – эти слова мы все помним со школьной скамьи. Мы не помним точно, зачем Пушкин туда поехал, но помним, что он написал там всё! На самом деле, Болдинских осеней в жизни русского классика было три: 1830, 1833 и 1834. И о них пойдет рассказ в документальном фильме, который выходит в отечественный прокат в июне.
Русский писатель Андрей Битов и грузинский художник Резо Габриадзе говорят о Пушкине. Это последняя съемка двух выдающихся деятелей культуры. Андрей Битов размышляет о последних шести годах жизни Пушкина, которые охватили период после ссылки и Михайловского, вобрали в себя три осени в Болдино и завершились дуэлью Пушкина с Дантесом. Он предлагает свой ключ к Пушкину, писателю, по мнению Битова, очень кризисному, для которого каждая поездка в Болдино была творческим побегом ради разрешения очередного кризиса. При всей серьезности и глубине поднятой темы, здесь нет мрачности. Автор и режиссер картины Ася Гусева представляет ее не как академическое литературоведение, а скорее, как фильм-хулиганство. Благодаря самому Пушкину и старинной игре в комиксы о нем Битова и Габриадзе, рассказ о самых трагических обстоятельствах получился легким и даже иногда смешным. Интервью героев пронизаны графикой самого Пушкина и рисунками Габриадзе, легкой и изобретательной анимацией Марии Ермаковой.
«Тема побега сейчас, пожалуй, звучит даже слишком часто, – рассказывает о замысле фильма Ася Гусева. – Но мы раскрываем ее в ином, я бы сказала противоположном контексте. Побег не как эскапизм, когда ты убегаешь от реальности. А как раз наоборот: когда ты убегаешь от суеты, для того чтобы делать то, что ты должен делать. Путь к себе, где в тишине и концентрации рождается творчество и смыслы. Побег как необходимость для многих творческих и думающих людей».
Возможность уединиться, отрешиться от всего бытового, земного, заняться исключительно своим предназначением. Это сродни уединению в монастыре, уходу в пустынь. К этому и стремился Пушкин, когда хотел все бросить и уехать в Михайловское, в Болдино – совершить побег от всех и всего, что отвлекало, не давало сосредоточиться. «Ты не можешь себе вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть в деревне стихи писать», – писал он П.А. Плетневу. Собственно, об этом получился фильм «Пушкин-Битов-Габриадзе. Побег».
С 6 июня фильм можно будет увидеть в кинотеатрах Санкт-Петербурга, Москвы и многих других городах. Фильм создан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Показы проходят при поддержке Министерства культуры РФ и Издательского дома «Коммерсантъ».
«Мысли Андрея (Битова) о Пушкине просто замечательные. И я по мере входа в эту тему обнаружил, что Пушкин – если представить Ренессанс взрывом, и потом все это опускается на Европу – и Ньютон, и Гете, и Бах, – то Пушкин один из тех результатов этого Великого взрыва Ренессанса. Как и город Петербург, кстати, – крайняя точка Ренессанса» (Резо Габриадзе).