Та маска – это я!

Спектакль «Маскарад», премьера которого недавно прошла в ТЮЗе имени А.А. Брянцева, затронул темы двойственности, любви и предательства.

Театр начинается с вешалки, маскарад – с маски. Этот мрачный, темный, под стать Петербургу «Маскарад» разворачивается прямо в сердце города, в которое будто бы воткнут накренившийся столп с ангелом.

Безумная Маска (Милана Владыкина) полностью соответствует мероприятию. Она, словно сирена, сидящая на обломках корабля кареты на грязном снегу, тонким, манким голосом зазывает беду.

На этом празднике жизни все скрывают свое истинное «я» под масками, что приводит к трагическим последствиям для всех участников. Каждый шаг персонажей становится игрой со ставкой, которая оценивает их судьбы.

Евгений Арбенин (Дмитрий Ткаченко) самодовольный и противоречивый персонаж, доверие которого легко поддается сомнению. Нина (Анна Потакова), его жена, олицетворяет невинность и преданность, поэтому и становится жертвой сплетен и недомолвок. Подруге Нины баронессе Штраль (Екатерина Бездель) предназначена роль «знатока», последовательно подхлестывающего ревность и недовольство Арбенина. Еще и князь Звездич (Семен Толов) постоянно добавляет масло в огонь.

Дмитрий Ткаченко, актер: «Это не просто история о ревности. Здесь трагедия в том, что один человек возомнил себя Богом и вершителем судеб».

Арбенин, наполнившись до краев недвусмысленными намеками и громким шепотом массовки, мстит уверено и безжалостно. Звездича он обвиняет в жульничестве за игровым столом, затем отказывается принимать от него вызов на дуэль, оставляя князя с несмываемым пятном на репутации.

Режиссеру спектакля Сусанне Цирюк очень тонко удалось разложить убийство Нины на вполне ощутимые стадии отчаяния и физического кошмара, которые проходит жертва. Арбенин же с садистским хладнокровием следит за муками Нины и упражняется в остроумии.

Анна Потакова, актриса: «Нина – жертва обстоятельств; слишком юна, чтобы просчитать что-то наперед. Она до конца не понимала, что происходит».

В итоге Арбенин не только теряет Нину, но и смысл всего, что было ему дорого. Он становится тем самым «Неизвестным» отражением в зеркале (Антон Войналович), против которого сам же боролся.

Эта неоправданная месть, по сути, подробно показывает, как страсть может превратиться в безумие, ложь может стать реальностью, а доверие – разрушиться. Трагедия Евгения Арбенина не только в потере Нины, но и в утрате себя.

Эта постановка – размышление о природе человека. Как часто истинная трагедия заключается в том, что любовь оказывается уничтоженной внутренними демонами.


Для коллажа использованы фотографии Евгения Пронина