Совсем недавно на Елагином острове проходил фестиваль уличных театров, на который пришли посмотреть гости и жители города. Сюда съехались театры со всей России. Традиционно, в этом фестивале принял участие уличный театр «Странствующие куклы господина Пэжо», которому в этом году исполнилось уже 30 лет!
Во всех культурах уличные зрелища существуют с древнейших времен. Мы мало что реально знаем о древнерусском уличном театре. Образ скомороха, нарисованный массовой культурой, возможно не совсем отвечает исторической реальности, но начиная с XVII в. Сохранились скоморошьи тексты, описания уличных выступлений.
Уличный театр иногда запрещался, вообще он имеет довольно богатую историю, но источников о русских уличных зрелищах сохранилось значительно меньше, чем о европейских.
Что касается нового времени, уличный театр во время советской власти в России не развивался, уступив место народным развлекательным праздникам, а недавно Россия пережила своеобразный ренессанс уличных театров: стали появляться новые фестивали, новые театры.
Театр «Странствующие куклы господина Пэжо» поселился в старом дворце, который был заброшен, отключен от электричества и потихоньку разграблялся. Это была дача Николая I в Петергофе (парк Сергиевка), очень красивое место… Театр стал своеобразным охранником этого дворца, и даже сейчас на экскурсиях говорят, что благодаря театру Пэжо дворец сохранился, с него не сняли в «лихие девяностые» кованые решетки, не увезли львов, которые украшали крыльцо. В репертуаре театра сейчас одиннадцать спектаклей. Наград немало, причем из разных стран (в том числе и из Арабских Эмиратов). На «Дне дурака» в Норвегии театр получил награду как Главные Дураки.
До сих пор это очень теплое воспоминание для труппы. Уже несколько лет подряд благодаря поддержке Комитета по культуре Санкт Петербурга театр создаёт и показывает спектакли для жителей города. В этом году, благодаря этой поддержке в репертуаре театра появятся ещё 2 спектакля «Мбдыщ» и «Шекспириана».
Матушка Медоуз (Анна Шишкина), художественный руководитель театра: «Во-первых, это театр маски. Во-вторых, мы профессиональный принципиально уличный театр. Не тот, который вышел на улицу «поиграть», а тот, что развивался изначально на улице, и по своей основной концепции это площадной театр. Несмотря на то, что мы делаем и перфомансы, и спектакли-променады, и сайт-специфик, все-таки «сердце» уличного театра для нас – это площадь. Причем не огромная имперская площадь, на которой проходят парады, а небольшая площадь, где зритель еще видит глаза актера. И все-таки, мы театр карнавальный. Маска не случайно является для нас главным инструментарием. Будучи магическим, даже ритуальным артефактом, «вещью в себе», она в то же время – неотъемлемая принадлежность карнавала. Наш театр владеет техникой трикстерской импровизации – можно сказать, что это техника шутовства. Она сочетает в себе определенные пластические параметры, скорость движения, скорость мышления и умение играть с публикой. Ведь интерактивом называют не игру актера с публикой, а игру публики с актером. И вот эта техника театральной веселой провокации является движком нашего театра. Вот, может быть, еще одно принципиальное отличие: в связи с тем, что театр Пэжо появился в непростое для страны время, это очень праздничный театр. Несмотря на то, что люди плачут на наших спектаклях, их трогают наши истории, и темы мы поднимаем далеко не всегда простые, все-таки это праздничное искусство. Мы терпеть не можем плохие концы. Здесь мы солидарны с Евгением Шварцем: “Стыдно убивать героев, чтобы растрогать сердца черствых и расшевелить равнодушных”».
Евгения Погожева