«У Томочки всё узнаю….»

11 ноября, в день своего 85-летия, Тамара Михайловна Абросимова соберет на Малой сцене дорогих ее сердцу людей, коллег, друзей и учеников, для которых и с участием которых состоится концерт-капустник в стиле ретро «Я друзей позову, на любовь свое сердце настрою».

Для зрителей в ноябре Тамара Абросимова предстанет в двух ипостасях – актерской и режиссерской.

14 ноября сыграет Бабушку в спектакле Малой сцены «Страсти по дивану» по пьесе нашей современницы М.Тульчинской,

а 23 ноября маленькие зрители увидят ставший уже легендарным спектакль «Двенадцать месяцев» в режиссуре Тамары Абросимовой.

Заслуженная артистка России ЕЛЕНА СИМОНОВА

Девочкой я ходила со своим братом в кружок во Дворце пионеров к Александру Александровичу Анисимову – отцу нашего актера Саши Анисимова. И когда пришло время поступать в Театральный институт, то он мне всё время говорил: «…будет набирать Агамирзян – не переживай, я тебе всё расскажу, у Томочки всё узнаю». Так, про «Томочку» я услышала еще до поступления, знала, что есть такая актриса Тамара Михайловна Абросимова, что она будет преподавать. Помню, на курсе она делала с нами отрывки из «Дядюшкиного сна»: гомерически смешно показывала. На самом деле, она безумно острая комическая актриса. И, несмотря на то, что ее всегда занимали и представляли как сильную драматическую актрису и красивую женщину (она играла героинь в «Святая святых», «Лев зимой», до этого у нее были много ролей главных драматических), сама она — любительница острых, смешных ситуаций и предлагаемых обстоятельств. Когда она показывала каждому из нас персонажей из «Дядюшкиного сна», это была невероятная палитра образов.

Уже со второго курса мы играли в эпизодах, массовках. Впервые с Тамарой Михайловной я вышла на сцену в спектакле «Дети Ванюшина», который Рубен Сергеевич перенес, преобразовав нашу студенческую работу. Естественно, на роль взрослых персонажей он ввел соответствующего возраста артистов. Очень интересно играл Михаил Михайлович Матвеев, Тамара Михайловна играла мою мать.

Очень запомнилась мне ее мощная работа в спектакле «Лев зимой», потом мы вместе работали в спектакле «Дама с камелиями», где она играла свою героиню Прюданс Дювернуа ярко, остро, характерно. В этом спектакле я впервые увидела, как она с самого начала создает образ.

К сожалению, я не застала того периода, когда Тамара Михайловна сыграла свои самые выдающиеся роли. Но одна из самых чудеснейших для меня работ – это удивительный спектакль нашего театра «Бульварная история» про трех стариков – брошенных и никому не нужных. Сначала одну из ролей там играл Михаил Матвеев, потом ввелся Анатолий Худолеев. И этот терцет (М. Матвеев/А. Худолеев, Е. Каменецкий и Т. Абросимова) был прекраснейшим ансамблем, подлинной ажурной вязью тонких человеческих взаимоотношений с невероятной силой любви внутри, которая захватывала всех зрителей в зале… Этот спектакль Валерия Гришко был и комическим, и трагическим одновременно.

Тамара Михайловна всегда была и есть человек, который ассоциируется с честью и совестью Театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Еще она – носитель традиций нашего театра – именно Тамара Абросимова трепетно и беззаветно сохраняет в этих стенах память о Вере Федоровне Комиссаржевской, об артистах Блокадного театра, с которыми ей посчастливилось выходить на сцену, о тех, кто умножил своим талантом славу нашего театра. Она несет традиции, она — достоинство, спокойствие, истинная интеллигентность.

Тамара Михайловна родилась в один год с моей мамой, они одного возраста. Так как с мамой я практически все время рядом и вижу ее на всем протяжении своей жизни, то примерно представляю, какая Тамара Михайловна была: как она взрослела, как входила в силу. Она молодец: в такой замечательной форме – и физической, и психологической – надо равняться и гордиться. А пожелать хочется здоровья и только здоровья.

Заслуженный артист России АНАТОЛИЙ ХУДОЛЕЕВ:

Как я узнал, Тамара со своей семьей в блокаду оказалась в Ленинграде. Невозможно представить, что они пережили – и потом, в эвакуации, и когда вернулись. Я понимаю, что в ней это горе осталось на всю жизнь… Но она невероятный боец, всегда высоко держала и держит голову. И для нее театр – это всё. Когда я пришел в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской (1976 г.) и получил первые роли, она была уже звезда в этих спектаклях. Тем не менее, в ней всегда есть помощь, участие, милосердие к человеку. Иногда на первый взгляд она может показаться даже суровой, но при контакте, при личной встрече ты осознаешь, насколько она богата сердцем. Все ее работы – это люди с очень тяжелой жизнью – и со светлой одновременно. И всё это Тамара переживает в своей судьбе. Иногда смотришь и удивляешься: есть еще огромная жажда работы! И даже самое малое, что ей выпадает в творчестве, в искусстве, она делает профессионально, честно, талантливо. И я уверен – это на всю оставшуюся жизнь.

Актриса Театра им. В.Ф. Комиссаржевской СВЕТЛАНА СЛИЖИКОВА:

Мой первый совместный спектакль с Тамарой Михайловной – это «Царь Федор Иоаннович» из знаменитой агамирзяновской трилогии «Цари». Когда я попала туда на роль Мстиславской, она играла Царицу Ирину Федоровну, жену Царя Федора Иоанновича, сестру Бориса Годунова. Для меня Тамара Михайловна — это такая глыба. Может быть, это часто у молодых актрис бывает, но в тот момент лично у меня возникла сильная, глубокая любовь-привязанность. Когда мы тесно встретились в спектакле «Зыковы» (она играла сестру Зыкова, а я девушку Павлу), я помню и ее какую-то бережность и нежность. Состав там был потрясающий: М. Матвеев, В. Особик, А. Дельвин, Г. Короткевич, С. Поначевный и др.)

Мне все время хочется ее обнять, сказать, как я люблю… Когда я вижу Тамару Михайловну, для меня это радость. Иногда я ностальгирую по «старому» театру: тем голосам, тому способу существования на сцене. Сегодня в нашем театре и в Петербурге очень много интересных спектаклей, новых режиссерских и художественных решений – и я с огромной радостью откликаюсь, заново чему-то учусь. Но когда я увидела спектакль «Если бы знать…», который первоначально игрался на Малой сцене, то умирала от восторга, когда Тамара Михайловна вышла. Боже мой, какое это было глубокое погружение в материал, ощущение подлинности и театральной радости! Хотелось бы, чтобы на таких артисток, которые основы, столпы нашего театра, ставились пьесы, чтобы молодежь училась.

Буквально недавно я увидела ее в каком-то фильме – она играла там бывшую актрису, которая сошла с ума на почве НКВД. Какая работа! Какая Тамара Михайловна! Она из тех редких артистов, от которых не оторвать глаз, когда каждое слово, каждая улыбка, каждое движение имеют значение. Всё объемно, мощно и невероятно талантливо.

Не могу забыть спектакль «Лев зимой», где они с Михаилом Матвеевым играли венценосную пару (М. Матвеев – король Англии Генри II.Т. Абросимова – королева Элинор, его жена). Это было полнейшее растворение, особый способ существования на сцене, когда я не понимаю, что это театр. У нее МХАТовская школа, она преподавала в Театральной Академии, в Консерватории – может поделиться мастерством, ремеслом. Ремесло – это слово про нашу профессию: ремеслом надо владеть. Я очень хочу, чтобы молодые ребята, как и мы в своё время, учились на этом поколении великолепных старых мастеров. А такие столпы, как Тамара, должны оставаться эталоном для молодежи и для нас. Тамара Михайловна — профессионал высочайший. А с другой стороны, никакую школу ты не заполнишь, если ты пустой. Тамара – личность: и когда молчит, сидит, говорит. Думаю, что степень образования, образованности часто составляет личность – ее порядочность, ее воспитание. Тамара Михайловна — невероятно образованный человек. Для меня она всегда будет такой женщиной, которая и на сцене, и в жизни притягательна, загадочна. Общение с ней – это праздник. Общение с ней – это счастье.

Заслуженная артистка России ВАЛЕНТИНА ПАНИНА:

Я всегда воспринимала Тамару Михайловну Абросимову как одного из основоположников того, что сейчас хочется сберечь. Когда я видела ее молодые фотографии, то всегда пыталась соединить с сегодняшней. И вот сейчас эти разные ее временные ипостаси слились у меня в одно единство – и мудрость, и какая-то притягательная замкнутость… Хочется быть возле нее, но у Тамары Михайловны всегда есть границы, есть дистанция. И это вызывает большое уважение и сердечность — как с родным человеком, которого просто так не обнимешь… Есть ощущение нежности и бережности по отношению к ней, потому что она в себе сейчас сохраняет всё то, что мы так любим. И те, которые ушли, в ней это оставили. Я не знаю ее жизни в молодости, но помню ее мужа Сашу – жизнь их связала достаточно поздно. Мне кажется, она заслужила это счастье. Коротко? Неважно. Важно, что было. И они вдвоем создавали существо одно – это было духовное какое-то объединение. Я ее очень люблю и желаю ей добра и света.

В «Страстях по дивану» я играю ее дочь. В своей жизни я не была такой дочерью, которая там прописана, но Тамара Михайловна позволила мне быть другой. Я почувствовала, какой диапазон взаимоотношений матери и дочери может быть в хорошем смысле слова. Он может быть наполнен добром, любовью, и в то же время может присутствовать отстаивание своего права на собственное мнение. Это даже не каприз, а убежденность внутренняя в своей правоте. Хотя я могу ошибаться, но именно это транслирую в зал: «подумайте, как с мамой разговариваете!» — то есть это наука о любви. Вообще вся наша жизнь – это такая наука, а особенно – наша профессия. Мне нравится, когда люди в зале сидят и думают: «ой, а я не хочу, чтобы у меня так было в жизни, я вот так хочу!», — значит, они на дороге к сердцу друг друга…