Театральный Петербург в феврале

«Опера – всем», «Мещане», юбилеи, Ангелы и Львы…

Форменным антидепрессантом выдался в этом году февральский театральный мир. Пока одни строят планов громадье на лето, формируют юбилейную программу («Опера – всем»), другие уже пожинают плоды юбилейного состояния души (Молодежный театр на Фонтанке). И пока одни (Театр имени Ленсовета) делают ставку на «Мещан» Горького, другие запускают «Дни Капеллы в Доме книги». С Ангелом и Львом. Жизнь идет.

ЮБИЛЕЙНЫЙ МАСШТАБНЫЙ. …МЕЖ ГЛИНКОЙ И ВЕРДИ

В этом году у знаменитого фестивального проекта «Опера – всем» юбилей, юбилейный сезон. Десять лет приобщает Мюзик-холл, точнее, его директор, душа и сердце проекта Юлия Стрижак а также главный дирижер и художественный руководитель театра и проекта Фабио Мастранджело широкую публику к великому и вечному искусству.

«…Идея фестиваля «Опера – всем» зародилась у меня сравнительно давно, – вспоминает Юлия Стрижак. – Однажды попалась весьма примечательная биография Джузеппе Верди, в которой анализировались истоки вдохновения, творческого озарения композитора при сочинении тех или иных опер – это и народные мелодии, и роскошные итальянские архитектурные ансамбли, и наблюдения за человеческими эмоциями: любая ситуация становилась чем-то вроде сцены из незримой оперной постановки… Это – мой аргумент в спорах с теми, кто считает оперу элитарным искусством, не подходящим для выхода на улицу…».

Почти четыре десятка разнообразных оперных постановок под открытым небом, филигранная гармония в выборе авторов для очередных постановок, россияне и Европа, продуманное чередование редких – и всем известных, имен и названий. Каждая – на фоне величественных творений архитекторов прошлого. И хоть программа юбилейного фестиваля пока еще верстается, стало известно, где и чем стартует и закончится десятый, юбилейный, сезон фестиваля.

«…Откроемся мы как, и в первый раз – десять лет назад, оперой «Жизнь за царя» Михаила Глинки, место действия изменить нельзя, просто невозможно, это – Соборная площадь Петропавловской крепости, – уверена, убеждена Юлия Стрижак. – Закроемся монументальной «Травиатой». К этой опере отношусь с особенным чувством, два года назад слушала «Травиату» в «Арене ди Верона» в постановке Дзеффирелли, это его последняя работа, мощное художественное высказывание. Теперь же – смею полагать, в эту оперу влюбится и петербуржец. Это будет яркая финальная точка юбилейного фестиваля…».

СЕМЕН СПИВАК. В КНИГЕ, В ТЕАТРЕ – И ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ…

Сюжетное совмещение юбилея театра и премьеры книги о его художественном руководителе – это в духе времени и одновременно с тем Молодежного театра на Фонтанке.

Театру исполнилось в этом году 40 лет, самое время оглянуться назад, вдумчиво и серьезно оценить прошлое ради наступающего будущего. Нового года, десятилетия, новой жизни на уже нескольких сценах вечного юного, вечно молодого и вечно клокочущего свежими идеями Молодежного театра на Фонтанке. Не случайно творческий вечер в день юбилея театра вобрал в себя цитаты из лучших постановок прежних сезонов, постановок восхитительных и манких, но уже сошедших – по тем или иным причинам, с подмостков театра. Однако прежде, чем окунуться в мир пережитого и сыгранного ранее, театр предложил истинное лакомство – книгу «Вертикаль Семена Спивака» Натальи Старосельской.

Первое, что бросается в глаза при беглом перелистывании этого творения, – фотографии, книга изрядно наполнена фотоснимками, запечатлевшими всевозможные моменты из жизни Молодежного театра на Фонтанке и лично Семена Спивака.

Семен Спивак уверен, даже убежден, книга эта и о нем, и о его любви к театру, о его любви ко всем тем, кто этот самый механизм театральный приводит в каждодневное движение.

«МЕЩАНЕ» С ВЛАДИМИРСКОГО ПРОСПЕКТА. ВЕЧНОЕ ОТКРЫТИЕ ВЕЧНЫХ ТЕМ…

Обещает быть громкой очередная яркая и фактурная премьера театра имени Ленсовета «Мещане», постановка Василия Сенина по хрестоматийной пьесе Максима Горького. Невзирая на очевидную хрестоматийность и зачитанность пьесы в советское время, современные творцы сценических действий считают: в Горьком, в его ломкой, колкой театральной беллетристике кроется множество смыслов, содержательная часть которых раскрывается все больше и больше с годами. Есть, безо всякого на то сомнения, смысл искать творческую театральную истину в среде современных авторов, кто держит – уверенно и четко, руку на пульсе новейшей истории общества и человека. Но пресловутая классика эту истину давно выявила. Осталось только выпустить ее на театральные подмостки современности.

Режиссер Василий Сенин о теме постановки: «Хочется приблизить, насколько возможно, пьесу 1901 года к нашему ощущению того, о чем в ней идет речь. Я вижу в пьесе историю людей, которые живут сегодня в совершенно ином мире, иных условиях, чем те, в которых прошло их детство. Мы и сегодня изо всех сил пытаемся соответствовать новому миру, с надрывом боремся за собственное ощущение хозяев своей жизни. А если не преуспеваем в борьбе – тут же начинаем эту жизнь ругать. Безумие так называемых нормальных людей, безумие их попыток взаимодействия, безумие, которое признано нормой, так как оно не дано нам как выбор, но как единственный способ выживания в мире, где мы «оказались» помимо своей воли…».

КАПЕЛЛА В ДОМЕ КНИГИ. МЕЖ АНГЕЛОМ И ЛЬВОМ…

С чего лучше и – вернее всего, запускать просветительскую акцию «Дни Капеллы в Доме книги», как не с книги, собственно?! И «Дни Капеллы в Доме книги» начали именно с волшебного творения Марины Козиковой «Город Ангела и Льва»…

С чего начиналась книга эта, поинтересуетесь. Марина Козикова уверена, даже убеждена: все началось с тонкой, игривой, искристой – словно восточная вязь, «паутинки» образов и ракурсов об Ангеле и Льве, которые придумал и воплотил в жизнь художник и преподаватель Академии имени Штиглица Дмитрий Лобанов.

Марина настолько вдохновилась этими сочными и одновременно с тем прозрачными и почти призрачными персоналиями, что решила сотворить «под них», точнее – с ними в заглавных ролях, особую историю. Не случайно «первой скрипкой» в деле пропаганды Капеллы в Доме книги стал председатель Комитета по культуре правительства СанктПетербурга Константин Сухенко. На запуске акции глава «культурного департамента» Смольного поддержал и одобрил весь этот дерзновенный замысел, мол, Капелле давно пора выйти, выплеснуться из «берегов» своего устоявшегося восприятия.

Дать свежую пищу для размышления тем, кто о Капелле знает лишь понаслышке или же исключительно в рамках официальной информации. Вторым актом программы представления Капеллы в Доме книги стала «премьера» книжки для детей «Анжелина – хранительница Капеллы» Велты Кирьяковой. В ней молодой автор раскрывает извечную связь человека и животного мира, их продуктивный творческий симбиоз.


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *