На пути к чуду

[dropcap]Ч[/dropcap]то бы ни случилось, жизнь невозможно остановить. Пожалуй, сегодня это – самая прекрасная банальность, которую не грех лишний раз и озвучить, а может даже произнести по слогам, чтобы заново ощутить глубину и смысл сказанного: в терапевтических целях, в надежде на обновление, в стремлении набраться сил, чтобы идти дальше. Ведь стоит только продолжить идти, как чудо снова станет возможно.

XX сезон Dance Open – о силах, питающих искусство жить, и примерах людей, заставляющих поверить в чудо.

Многие жалуются на недостаток сил. Но мало кого волнует их напрасная трата. В попытках соответствовать канонам «инстаграмности» бытия, в стремлении овладеть вниманием аудиторий, в стереотипных историях про успешный успех мы искренне хотим быть значимыми друг для друга. Но, как метко сказал Акрам Хан вв одном из интервью, живем так, будто у каждого – по два рта и совсем нет ушей. Много говорим и мало слышим. Совершаем набор механических действий, укрепляя собой типовую застройку безымянного человечества, одинокого и одинакового. Растрачиваем по пустякам силы, которые предназначены для другого. Обкрадываем себя, непонятно зачем.

Об этом можно не говорить. Но нельзя не танцевать. Энергетическую брешь мира современные художники ощущают кожей и кричат о ней в своих постановках. Без вердиктов и нравоучений они показывают нам нас: как в зеркале. А чтобы сгладить эффект, пытаются даже шутить.

Whim — маленькая комедийная пьеса Александра Экмана: абсурдный танец со стульями одновременно под Вивальди и Нину Симон. Видимость здравомыслия на фоне всеобщего безумия. Конечно, это шутка: виртуозная, филигранно исполненная танцовщиками Introdans, мастерски схваченная, азартная, изящная, смелая… но слегка горьковатая на вкус. Потому что отнюдь не всегда мы готовы признать, что смешны, а стул, на котором сидим, – не тот.

Впрочем, каждый свободен сделать собственный вывод, и этим прекрасен открытый финал. На до дрожи странный, вычурно прекрасный танец-Promenade с открытым финалом приглашает Роберт Баттл, преемник и последователь американского гуманиста Элвина Эйли. Бывает, что в борьбе за предрассудки мы готовы «заклевать» друг друга. А неплохо бы вспомнить о ценностях, которые всегда помогали людям оставаться людьми. Научиться принимать друг друга: пусть даже не любить – просто признавать право другого человека быть другим и позволять ему существовать рядом. Нам показалось, что балет про это. Мы можем ошибаться. Но если думать и жить так, сил станет в разы больше.

Не менее ценный и действенный рецепт обретения сил – жить тем, во что веришь. Будь то искусство, которому посвятил всего себя. Или многоликая лента истории, которую пишешь сам. Или мощь и мудрость родового наследия, к которому принадлежишь. Это и есть то самое «оно», которое зовет, кипит, не отпускает.

Юбилейный XX сезон богат вдохновляющими примерами людей, своим талантом способных с легкостью залатать любые «черные дыры». Жонглировать энергией древних телесных практик и исцелять танцем, как это делает Акрам Хан со своим хореографическим альтер-эго – храмовым индийским «катхак» в легендарном Kaash. С любой буквы читать «Балетную азбуку», толковать ее в событиях, эпохах, явлениях, именах, как это умеет Алексей Мирошниченко: ведь мировой балет – это его линия судьбы, его ресурс, большая семья и история, которую он продолжает.

Инвестировать в будущее безграничной свободой и экспериментом, чтобы на звездной почве века XXI взрастить новые цветы. Ван Манен и Килиан просто так с неба не упадут, – им надо позволить родиться, и об этом прекрасно знает Роэль Вооринтхольт, худрук блистательной творческой лаборатории Introdans, которая в этом сезоне Dance Open отмечает свой 50-летний юбилей.

Держаться истоков: примерять на себя опыт поколений, проживать его в новом времени и в новой реальности – и каждый раз дарить миру неиссякаемую страсть и вкус к жизни, как это удается Национальному балету Испании. В четырех историях, каждая из которых — премьера в России, Антонио НахарроРубен Ольмо и живущий в сердцах испанцев легендарный Марио Майя (1937-2008) расскажут о вечной силе «Вечной Иберии» – Фламенко, Болеро, Cапатеадо, Danza Estilizada: искусстве своевольном, как нрав каталонской красавицы, остром, как толедская сталь, тягучем, как мавританские пряности, и прекрасном, как сама любовь.

А если, чтобы поверить в то, что жизнь продолжается, и чудо возможно, вам нужно нечто большее, то ждем вас на Гала звезд Dance Open.


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *