[dropcap]К[/dropcap]огда-то это здание, в центре Петербурга, на прилегающей к площади Искусств Итальянской улице, являлось частью Пассажа, построенного графом Я.И. Эссен-Стенбок-Фермором (графский шведский род, находящийся в родстве со шведской короной) по проекту архитектора Р.А. Желязевича.
Идея построить крытую торговую галерею – пассаж, – каких было множество в Лондоне и Париже, но в России еще не было, возникла не случайно. Для этой цели граф приобрел участок на теневой стороне Невского и смежный с ним на Итальянской. (Здесь, по легенде, произошла последняя встреча Якова Стенбок-Фермора с примой Александринского театра Варварой Асенковой). Но славу «Пассажу» принесла не торговля, а – развлечения. С 1860 года Пассаж превратился в культурно-просветительский центр, где проходили лекции видной профессуры, а также литературные вечера с участием И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского и других писателей того периода. В 1900–1901 гг. концертный зал подвергся капитальной перестройке, и из антрепризного зала родился «Театр свободного актера, театр духа» – так назвала, открыв свой Драматический театр, в 1904 году, великая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская.
К сожалению, Вера Федоровна, будучи великолепной актрисой, была слабым организатором, и театр, терпя убытки, вынужден был покинуть здание «Пассажа». После революции театр «Пассаж» реорганизовывали, передавали различным ведомствам и режиссерам. Но театр продолжал жить. На его сцене работали разные коллективы, здесь была и студия Акдрамы, как площадка для учеников и студентов театрального института.
И наконец, с 1930 по 1942 год в нем работал боролся с пошлостью и обыденностью Театр Сергея Радлова.
Начало
Театр ведет свой отсчет с того самого момента, когда кучка голодных актеров стала играть спектакли в осажденном городе. В начале войны оставшиеся в городе актеры, по инициативе Ольги Берггольц, прочли на ленинградском радио пьесу К. Симонова «Русские люди».
По многочисленным просьбам слушателей радиоспектакль решили перенести на сцену, и 18 октября 1942 г., в самое суровое время блокады, спектакль «Русские люди» ознаменовал рождение нового театра – «Городского», который жители блокадного города сразу нарекли «Блокадным». Именно эти актеры составили первую труппу будущего Театра им. В.Ф. Комиссаржевской. В тяжелые годы становления в театре часто менялись режиссеры, стилистика, творческая позиция. Здесь ставили спектакли В. Кожич, Е. Гаккель, Б. Зон, Р. Сирота, П. Вейсбрем, И. Ольшвангер, В. Андрушкевич.
Здесь начинали молодые режиссеры: А. Белинский, И. Владимиров, З. Корогодский, М. Сулимов. Свои первые шаги делали молодые актеры, составившие гордость русской сцены: Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих, блистали Иван Дмитриев, И. Владимиров, Мария Бабанова, Николай и Сергей Боярские, Галина Короткевич, Станислав Ландграф. Здесь работали Ирина Асмус (знаменитая клоунесса «Ириска» из АБВГДейки), Дора Вольперт (родная тетя Иосифа Бродского) и множество замечательных личностей. Здесь начинал свою актерскую деятельность Кирилл Садовников, исполнив роль Шоты в спектакле И. Думбадзе «Стрекоза» в паре с актрисой Дельвин (Стрекоза), режиссер М. Сулимов. Здесь впервые ставились пьесы Г. Горина, И. Думбадзе, А. Галича, И. Дворецкого, Д. Гранина, Л. Зорина, Э. Брагинского, М. Шатрова, О. Берггольц и многие другие.
С 1944 года театр был переименован в Ленинградский драматический, а с 1959 года стал носить имя В.Ф. Комиссаржевской. Все послевоенное время, несмотря на талантливые постановки и громкие имена, театр находился в поиске, пытаясь обрести свое творческое лицо.
В 1966 году в театр был назначен Рубен Сергеевич Агамерзян, – режиссер, актер, театральный педагог. Объединив в труппе актеров разных поколений, обновляя коллектив своими учениками театрального института, он в самое короткое время сумел построить «театр-дом» со своей уникальной атмосферой. До сих пор в театре служат 9 его актеров – н.а. РФ Георгий Корольчук, заслуженные артисты РФ Татьяна Кузнецова, Татьяна Самарина, Елена Симонова, Наталья Четверикова, Анатолий Горин, Александр Вонтов, артисты Светлана Слижикова, Константин Демидов.
Постановка трилогии Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», впервые полностью поставленная на театральной сцене, стала творческим скачком театра, а исполнителя главной роли Владимира Особика, нервного, сомневающегося, одновременно сочетающего в себе страх и желание властвовать, сочувствовать и сожалеть, никто не смог заменить. А театр продолжал оставаться монорежиссерским.
«Опыт, сын ошибок трудных»
С 1992 года художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской стал Виктор Новиков, проработавший завлитом в эпоху Р. Агамирзяна и унаследовавший идею «театра-дома». Тем не менее, Виктор Новиков выстроил новый принцип театра, основанный на режиссерском многообразии.
«При Новикове театр стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований… “Опыт, сын ошибок трудных” подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации. Не пренебрегая услугами сугубых традиционалистов, он ищет тех, кто способен привлечь в театр новое поколение зрителей» (Е. Алексеева «Парень из горячего цеха» / Независимая газета).
Современность
Сегодняшний театр живет не менее насыщенной творческой жизнью, чем во времена тех, кто населял это здание ранее. Здесь ставят спектакли режиссеры разных поколений. В театре «прожили» постановки первой и последней пьес Горина. Первая – «Забыть Герострата…» – была открытием молодого драматурга Г. Горина тогдашним завлитом Театра им. В.Ф. Комиссаржевской Виктором Новиковым.
Последнюю – «Шута Балакирева» – Горин передал театру за три дня до своей смерти. Премьера спектакля вышла 23 мая 2001 года, режиссером выступили Ю. и Л. Панич, художником спектакля стал Э. Кочергин.
Многообразен и жанровый диапазон театра. На афише – спектакли по пьесам и произведениям классиков (У. Шекспир, Н. Гоголь, С. Моэм, Ш. де Лакло, А. Островский, А. Чехов, Г. Ибсен, А.-Р. Лесаж, В. Гауф, Ж.-Б. Мольер, А. Вампилов, А. Володин, В. Шукшин) и спектакли современников (Я. Пулинович, М. Жванецкий, И. Вилквист, М. Тульчинская, К. Бизе, П. Когоут, Д. Харвуд).
Театр им. В.Ф. Комиссаржевской – активный участник Новой Европейской Театральной Акции (New European Theatre Action – NETA).
Коллектив театра с удовольствием выезжает на зарубежные гастроли и фестивали (в Израиль, Италию, Венгрию, Чехию, Албанию, Македонию, Словению, Германию США, Украину, Белоруссию, Эстонию, Латвию, Японию, Болгарию, Хорватию, Черногорию, Турцию, Кубу, Румынию, Грузию), в города России, родную Ленинградскую область.
18 октября театру им. В.Ф. Комиссаржевской исполняется 75 лет. В этот день коллектив театра будет встречать тех, кто когда-то служил в этих стенах, своих коллег и друзей, отдавших театру им. В.Ф. Комиссаржевской частичку своего тепла и участия. В программе юбилейного вечера – три периода жизни театра (25+25+25): воспоминания, видеофрагменты, музыкальные истории, живой оркестр и парад-алле всех комиссаржевцев.
Значительно ранее, с 1790-х годов, домом №48 на Невском проспекте (вход в Пассаж со стороны Невского проспекта) владела княгиня Е.Н. Вяземская, а затем ее внучка графиня Влодек. В 1836 году здесь поселился нидерландский посол – барон Луи Борхард де Бевервард Геккерен и его приемный сын – злополучный Жорж Шарль Дантес с супругой, урожденной Екатериной Николаевной Гончаровой. После дуэли с Пушкиным Дантес спешно покинул Россию.
Из прошлого
Занавес концертного зала снимался в аренду купцами для размещения рекламы. Когда в 1904 года здесь заработал Новый драматический театр Комиссаржевской, первое, что сделала Вера Федоровна, – отказалась от «рекламного» занавеса.
В фойе театра – роскошная старинная люстра. На самом деле – их две. Когда небо темное, через великолепное историческое арочное окно можно увидеть такую же люстру в Пассаже. Кто-то скажет, что это – иллюзия, а кто-то поверит в настоящее волшебство. Кстати, эта хрустальная люстра действительно старинная. В этом же Большом фойе, где висит знаменитая люстра, есть зеркала напротив друг друга, ломающие пространство. Посмотришь в них – как будто в зеркальный лабиринт попадаешь… То есть чудо театра уже начинается с фойе. И ты понимаешь, что ты приходишь в необыкновенное место. А задача актерская – зрителя не обмануть.
Галина Капитанская, Светлана Володина
One thought on “75 лет! – Театру им В.Ф. Комиссаржевской”