[dropcap]В[/dropcap]озрождение былых традиций в нашем городе, как и по всей Европе, встречать Новый год и Рождество балами под чарующую музыку короля венского вальса Иоганна Штрауса-младшего, подарившего миру столько прекрасных мелодий, в том числе и незабываемый вальс «Прощание с Петербургом», определило грандиозное представление «Белоснежный бал Иоганна Штрауса», недавно состоявшееся в БКЗ «Октябрьский».
Своеобразным символом этого действа стал белый цвет и белый цветок, букетами белых хризантем были украшены не только сцена, но и кресла в зале. От гостей БКЗ требовался определенный дресс-код – обязательное присутствие белого цвета в костюме. Для особ женского пола это могла быть блузка или юбка, шарф, сумочка или туфли. Для мужского – белый пиджак или рубашка, наконец, такой же галстук или бабочка. В белом на сцене был и оркестр.
Кружившиеся в вальсе участники конкурсов бальных танцев, солисты известных театров создавали праздничную атмосферу единения красивых людей в белоснежных нарядах, этому способствовали и клоуны, у которых «вся спина была в белом», ласково заглядывая гостям в глаза и раздавая в подарок белые маски «а ля героиня штраусовской оперетты «Летучая мышь». Особенно хороши были девочки в ажурных бальных платьях с диадемами на голове. Для пришедших с ними родителей, бабушек и дедушек настоящим счастьем было сфотографировать свое чадо на фоне переливающейся огнями новогодней елки.
Но прозвенел третий звонок, и публика замерла в ожидании новогоднего чуда. И с первыми звуками знакомой с детства мелодии И. Штрауса в исполнении Сoncord Orchestra, недавно созданного в Петербурге экспериментального молодежного оркестра (который уже известен как оригинальный популяризатор симфонической музыки и побывал на гастролях в 43 городах России) стало ясно – чудо совершится. В концерте прозвучали прекрасно сыгранные наиболее популярные произведения великого маэстро, такие как любимая вещь писателя Льва Толстого «Весенние голоса», чудесный вальс «На прекрасном голубом Дунае» и не менее захватывающие «Сказки Венского леса», как вальс «Вино, женщины, песни», который просто обожал Рихард Вагнер, обычно очень строго оценивавший творчество других композиторов. Ну и, конечно же, знаменитый, созданный в нашем городе вальс «Прощание с Петербургом». Он посвящен красавице-петербурженке, дочери генерала, Ольге Смирнитской, в которую был влюблен музыкант, но на которой ему не суждено было жениться. Это вошедшее в мировую музыкальную сокровищницу произведение, как и вальс-шутка «Дорожное приключение», полька «Ольга», стали достойным завершением их любовного романа, продолжавшегося и в письмах, почти 10 лет.
Ровно столько же, 10 сезонов, длились в начале прошлого века под Петербургом, в Павловске, концерты И. Штрауса на местном императорском вокзале. Успех их был необычайным, огромной популярностью пользовался и сам исполнитель. Публика буквально приходила в восторг от его манеры дирижировать со скрипкой в руках, переходя при этом к игре на самом инструменте.
Иногда он настолько увлекался, что одновременно почти танцевал на сцене. Модно было в то время носить прически «под Штрауса», готовить в домах кулинарные изыски венской кухни. Но главное – своим мастерством маэстро превращал зал, где обедали под музыку, в зал, где ее слушали и учились понимать силу настоящего искусства.
Всё это, как и многое другое о жизни и творчестве короля вальса (например, то, что он написал 170 произведений в этом жанре, что в Бостоне «На прекрасном голубом Дунае» исполнял оркестр из 2-х тыс. человек, а запись его на виниловых пластинках разошлась за 2 дня, что памятник композитору есть не только в Вене, но и в Павловске), узнали зрители, придя на бал в «Октябрьский». Получив не только эстетическое удовольствие, но и познавательное. Но главную миссию в этом плане выполнил оркестр под управлением высокопрофессионального итальянского дирижера Фабио Пирола, представителя известной в Милане музыкальной династии. Именно музыканты вместе с хореографом-постановщиком Артемом Майоровым, солистами Мариинского театра Ларисой Елиной, Александром Трофимовым, артисткой Тамарой Марченко (Санкт-Петербургский Театр оперы и балета) и ведущим Николаем Поздеевым подарили незабываемую встречу с настоящим искусством, внесли в наши души гармонию и согласие (а именно так переводится название оркестра).
«Думаю, что идея согласия очень важна в наш бурный и беспокойный исторический период», – говорит маэстро Фабио Пирола, обращаясь в конце действа прямо в зал, отбивающий такт бурными аплодисментами, и, словно подтверждая эти слова, дирижирует им как оркестром. Так и хочется крикнуть «Браво – это блестящий финал!». И войти в 2019-й с уверенностью, что еще не раз встретимся с этим замечательным коллективом.
Кстати, следующий показ шоу не за горами, здесь же, в БКЗ – в День всех влюбленных. Ну, право, какой же Штраус без любви?