[dropcap]К[/dropcap]ак утверждают современные лингвисты, у слова «экология» сейчас с пяток разных значений. Рядовое «наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой» уходит в прошлое.
Экология – это окружающая среда обитания человека
Как заметила в интервью газете «В любимом городе и области» депутат ЗакСобрания СПб, председатель Комиссия по экологии и природопользованию, Мария Щербакова, экология – наша с вами жизнь. Зыбкая, хрупкая. Особенно, когда речь заходит о Неве.
– Мария Дмитриевна, первый вопрос вам не как к избраннику, но просто человеку. Не обидно ли вам, что главная артерия города, река Нева, летом, в жару, «закрыта» для купания? Серьезный «экологический» вопрос…
– Разумеется, обидно. Особенно в хорошую, ясную, жаркую погоду, хочется освежиться в воде, в реке, но… Росприроднадзор регулярно запрещает купание в водоемах на территории Санкт-Петербурга. Причины – в загрязнении оных. Той же Невы… Петербург по праву гордится своим званием Северной Венеции. С весны по осень круглые сутки различные лодки, катера и корабли перевозят по рекам и каналам туристов и грузы. При этом эксплуатация водного транспорта подразумевает не всегда очевидные для обывателя особенности. В ходе работы силовых установок и различных механизмов на судах образуются технические воды, загрязненные нефтепродуктами. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов запрещает сброс нефтесодержащих смесей за борт, всем судовладельцам необходимо решать вопрос с их утилизацией.
Эта проблема встает и перед владельцами судов в Санкт-Петербурге. Тем более, что они обязаны сдавать сточные воды во вполне конкретные сроки, определенные автономностью хода конкретного судна.
– Автономностью?
– Да. Автономность – это способность судна непрерывно находиться в рейсе, не причаливая для сдачи накопившихся отходов. Для речных судов, естественно, этот срок невелик. В среднем для судов, используемых в акватории Санкт-Петербурга, он составляет порядка шести дней, а объем образованных вод, загрязненных нефтепродуктами, достигает 200-500 литров. И чем старше судно, тем больше таких вод в нем образуется, и тем сильнее они загрязнены.
Так, вот, по различным причинам коммерческим компаниям не выгодно развивать бизнес по приему с судов сточных вод, количество частных пунктов приема стремительно сокращается и приближается к нулю.
– И Нева, река-труженик, красавица в гранитном обрамлении – под ударом этих нечестивцев?
– К сожалению. Для Санкт-Петербурга такая ситуация носит угрожающий характер! Нева все время находится в зоне риска загрязнения несанкционированными сбросами. В условиях отсутствия цивилизованных и удобных мест сбора отходов недобросовестным судовладельцам проще слить загрязненные воды в тихой заводи. А учитывая связанность всех водных объектов и статуса Невы, как основного источника питьевого водоснабжения крупнейшего мегаполиса, такие действия в случае массовости могут привести к настоящей катастрофе. Проблема утилизации хозяйственно-бытовых и фекальных вод, а также бытового мусора становится более понятной, если произвести нехитрый подсчет. У туристических компаний популярностью пользуются двухпалубные речные суда типа «Москва». Каждое судно в среднем перевозит за рейс до 240 пассажиров, а самих рейсов в разгар летнего сезона может быть до десяти в сутки. И многим из пассажиров необходимо воспользоваться туалетом, выбросить различные бумажки-обертки. Уже к концу первых суток работы судна его документально установленная автономность может быть исчерпана, появляется необходимость передать жидкие и твердые отходы для дальнейшей утилизации.
– Что же делать, как быть? Какой вы видите выход?
– Работа по приему отходов с судов требует системного принципа. Этот вопрос уже неоднократно обсуждался на заседаниях постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Кроме того, 12 сентября члены постоянной комиссии приняли участие в совместном рейде по пунктам приема сточных вод с судов со специалистами Комитета по природопользованию, транспортной прокуратуры, Росприроднадзора, Балттехмордирекции, Агентства внешнего транспорта и Ассоциации пассажирских судов Санкт-Петербурга. В первую очередь отметили отсутствие необходимого количества плавучих пунктов. В настоящий момент загрязненные воды принимают на Фонтанке в бункеры катеров, предназначенных для ликвидации нефтеразливов. Пункт приема на набережной Макарова, хоть и работает на базе уже довольно старого судна, способен принимать все виды отходов.
Однако здесь возникает новая проблема – пункт приема формально расположен уже в морской акватории и однопалубные суда типа «Мойка», «Фонтанка», им подобные не имеют права выхода в эту зону, находящуюся в сфере ответственности не речного, а морского порта. Расширение зоны ответственности речного порта вплоть до вантового моста позволит речным судам подходить к пункту приема и сдавать все типы отходов за один раз.
– «Мелочь», а неприятно…
– Да, так как следующим препятствием для развития всего речного транспорта становится отсутствие оборудованных причалов и мест для стоянки судов, где можно было бы расположить и пункты приема отходов. Данный вопрос уже выходит за рамки охраны природы и должен решаться совместными усилиями с органами власти Санкт-Петербурга, отвечающими за инвестиции.
– Такая база жизненно необходима, ведь городской флот отвечает не только за очистку водных объектов, но и в зимнее время обеспечивает функционирование судоходного фарватера.
Вместе с тем ведется борьба с так называемыми «зажорами» – местами скопления льда, препятствующими естественному стоку воды, и приводящими к зимним наводнениям выше по течению. Для этих целей используется ледокол «Невская застава», а в пару к нему уже строится новый ледокол. Соответственно и база для судов должна быть в таком месте, которое можно использовать не просто круглогодично, но и обеспечить максимально быстрый подход судов к крайним точкам мест ответственности природоохранного ведомства для как можно более быстрой ликвидации аварий, таких как ледовые зажоры или нефтеразливы.
Плюс организация единых плавбаз для сбора всевозможных отходов. Сейчас большинство судов для откачки грязных вод пользуется услугами ассенизаторских автомобилей, спецкатеров, а утилизация бытовых отходов и вовсе непрозрачна. Единые плавучие базы позволят быстро и эффективно сдавать все виды отходов за один раз и в одном месте. Кроме того, у органов власти появится возможность отслеживания процесса утилизации, а судовладельцы получат комфортный и удобный, а главное, легальный способ избавления от судовых отходов.
В настоящий момент только одно, подведомственное Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности предприятие «ПИЛАРН» ведет работу по развитию государственной системы приема сточных вод с плавсредств, находящихся в акватории Санкт-Петербурга. Предприятие принимает не только воды загрязненные нефтефтепродуктами, но и хозяйственно-бытовые стоки. Откачивает отходы из биотуалетов и специальных танков, установленных на прогулочных судах.
***
Для ускорения темпов и более эффективной работы всех заинтересованных сторон участники рейда приняли решение создать рабочую группу и наметить пошаговый план по преодолению всех сложностей. Совместная работа законодателей, надзорных органов и бизнеса должна отвести угрозу от водной глади – одного из главных достояний нашего города. Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Законодательного Собрания во главе с Марией Щербаковой станет координатором данной деятельности, ведь именно законодатели, в конечном итоге, определяют правила для всех остальных игроков.