[dropcap]К[/dropcap]аким бы мощным ни было желание человека осознать свое прошлое и уложить его в понятные клише, историческая правда по-прежнему бесконечна для интерпретаций. Должно ли искусство быть понятным? красивым? правдоподобным? Должно ли искусство отражать действительность?
Должно ли искусство отражать время и характер эпохи? На эти основные вопросы искусства возможно найти ответ, рассматривая роль художников в государственной и общественной жизни, их взаимоотношения с властью и взаимоотношения между собой, между союзами и объединениями.
Канун революции
В Москве и Петрограде художественная жизнь не замирает. Наоборот, выставки сменяют друг друга. Персональные и групповые различных художественных объединений – «Мир искусства», «Товарищество передвижных художественных выставок», «Союз русских художников», «Бубновый валет». Но посетителей из числа широкой публики не много и уровень критикуют. И тем не менее, такого количества выставок, как в начале 1917 года, в Москве не наблюдали многие годы.
После закрытия в Москве экспозиции ехали в Петроград. Характер такой художественной жизни можно было бы назвать салонным, определяли критики, так как наблюдали дробление мастеров на отдельные общества и кружки и считали, что солидные объединения, существовавшие десятки лет, уже не выражали основных направлений русского искусства. А любители искусства, будто охваченные лихорадкой коллекционирования, покупали, по словам свидетелей, даже то, что еще не успели повесить на выставочной площадке. Но не все одинаково относились к происходящему и оценивали свою роль в искусстве. Евгений Лансере (в 1914–1915 годах – военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны), стремился к тому, чтобы увидеть войну своими глазами, с тем, чтобы отчетливее отразить ее в творчестве.
А по словам другого выдающегося мастера Мстислава Добужинского, в его любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько «общепризнанные красоты, сколько детали “изнанки” – закоулки, дворы и тому подобное». Скульптор Иван Шадр, искавший пути создания монументальной реалистической скульптуры, в 1910–1930-х годах создал монументальные работы, большинство которых были посвящены преимущественно жертвам Первой мировой войны. Накануне революции он создает проект «Памятника Мировому страданию» (1916 г.), который позднее преобразовался в ещё более грандиозный проект «Памятника человечеству».
Вера Мухина одним из первых советских ваятелей начала работать над образами новых героев – борцов Октябрьской революции. Одной из самых заметных экспозиций нового сезона 1917 года стала выставка скульптора Конёнкова – мастер с первых лет творчества отличался особенной смелостью образных решений. В свое время дипломная работа скульптора «Самсон, разрывающий узы» показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена.
Так события революции 1905 года, заставшие Конёнкова в Москве, помогли родится циклу портретов участников боев на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»). Войне Сергей Конёнков посвятил свою работу «Раненая», созданную в 1916 году. Кузьма Петров-Водкин написал в том же году «На линии огня», а Илья Репин «В атаку с сестрой» (44-ая ТПХВ, 1916 г.).
Надежды и свершения
Это еще Февральская революция. Октябрьская только близится. Но художники уже встали перед необходимостью поисков путей взаимоотношений с новой властью. Возлагали надежды на проект создания Министерства изящных искусств, которое бы решало вопросы художественной жизни и содействовало развитию искусства. Начинается новая художественная жизнь в сложнейшей обстановке, с новыми ориентирами, эталонами, идеологией. В Петрограде работает «Союз деятелей искусств». Мастера мечтают о создании Всероссийского союза деятелей искусств. В Москве роль союза, объединяющего всех деятелей изобразительного искусства, исполнял Совет художественных организаций Москвы, в который входили члены разных объединений, в том числе «Союза русских художников» и «Бубнового валета» – в президиуме Коровин, Лентулов, Машков, Якулов, Мильман, Павлинов, Васнецов.
Огромную роль в то время играет искусство плаката, печатной графики. Художественная агитация – оружие, говорящее языком образов и лозунгов. Искусство обретает новые черты и особенности, выходит на улицы, вливается в общественную жизнь, откликается на события времени, становится более театрализованным, наметилось направление – искусство обращалось к массам.
«А какое счастье нам выпало в жизни… Какое счастье…» И. Репин
При газете «Правда» возникло «Общество пролетарских искусств», но созданные новой властью общества и союзы были разрознены, и их несогласие в общих вопросах не позволяло вести практическую деятельность или очень усложняло ее.
«А какое счастье нам выпало в жизни. Все еще не верится… Какое счастье», – пишет Илья Репин о свершившейся революции, как и многие художники воспринявший с энтузиазмом происходящее событие. Многие художники начали иначе оценивать события, энтузиазм и эйфория от перемен прошли.
Некоторые, как Александр Бенуа, стремятся оградиться от «назревающей войны классов», жить только в лоне искусства. Но уже на следующий день после взятия «Зимнего дворца» к Александру Бенуа большевики пришли с заданием по ограждению и сохранению художественных сокровищ. (Позднее в 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал ее новый каталог, продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссер, в частности работал над постановкой и оформлением спектаклей БДТ ).
Новая художественная жизнь
Новая власть решала вопросы объединения представителей искусства и творчества, и культурная жизнь Москвы и Петербурга вновь оживилась. В газете «Правда» возникает отдел политической карикатуры, выходят новые сатирические журналы. В Москве появляется «Кафе поэтов». Но выставочная жизнь по-прежнему тиха и неприметна. В появившийся «Газете футуристов» в 1918 году печатается «Декрет № 1» о демократизации искусства. Образной иллюстрацией намерений является лозунг «Искусство принадлежит народу». Начинается эпоха журнальной графики, монументальной скульптуры, плаката, декоративного искусства, начинается деятельность Пролеткульта – массовой культурно-просветительской и литературно-художественной организации пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшей с 1917 по 1932 годы.
Революция открыла массам широкие возможности для приобщения к искусству и творчеству. Состав читателей, зрителей, слушателей, да и самих творцов, художников, становился все более демократичным. Разрушалась некая элитарность искусства, оно было призвано стать демократичным, народным, доступным для понимания.