«ВПЕРЕД, ЗА РОДИНУ!»
Майский кинотеатральный репертуар традиционно патриотичен. И – разумеется, обращен к патриотике военной, даже победоносной. Но только в этом году современный модный кинотеатр устраивает максимально широкую ретроспективу как сравнительно свежих кинопремьер с военно-патриотической «начинкой» – та же «Брестская крепость» 2010 года, так и более ранних – «Освобождение. Последний штурм», фильм военного эпика Юрия Озерова, снят в 1971 году. Как и «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова. В этом году патриотическая кинопрокатная доктрина донельзя разнообразна. Одно единит всех и вся – тема «Вперед, за Родину!»
«ОСВОБОЖДЕНИЕ» СВЕЖЕСТЬ МЫСЛИ, АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМ…
Идея разнообразить современный кинопрокат кинокартинами прежних лет, даже прошлого – уже века не нова, но только в этом году на тему военной кинопатриотики решили сделать фундаментальную киноставку. Которая – как известно, больше чем жизнь. Тут и двойной юбилей – правда, прошлогодний, пригодился. Известному эпику советского киноэкрана Юрию Николаевичу Озерову исполнилось сто лет, его многотомному «Освобождению» – полвека, со дня выхода на киноэкраны всего мира, не только одного Советского Союза. «Освобождение», если быть точными, «вылилось» аж в пять масштабных киноколоссов. Военную кинопеснь снимали, творили, созидали почти пять лет, с 1967 по 1971 годы. И каждая картина – буквально тонны переработанного исторического материала под законченный и многажды согласованный сценарий, батальные сцены – с размахом снятые, воссозданная техника, в особенности танки, военных лет, сотни, тысячи километров кинопленки, максимальное, почти документальное вращивание актеров в их кинообразы. С легкой руки Озерова Жукова стали и в дальнейшем играть именно Михаил Ульянов. Результат налицо. Киноэпопея «Освобождение» прошла с триумфом в 125 странах мира. Только в Советском Союзе за два первых месяца ее посмотрели 300 миллионов зрителей. К 75-летнему юбилею Дня Победы специалисты киноконцерна «Мосфильм» провели цифровая реставрация всех пяти фильмов киноэпопеи «Освобождение».
* * *
В Петербург, в феврале этого года, в кинотеатр «Аврора» прибыла стартовая часть саги – «Освобождение. Огненная дуга». Которая первая испытала на себе сложный, почти ювелирный процесс технологического возрождения, высококачественной реставрации звука и киноряда. И хоть некоторые опасения были у кинопрокатных организаций, пойдет ли киноман на фильм из глубокого советского вчера, насколько киноязык Юрия Озерова отвечает потребностям современного киномана, «выросшего» на Голливуде. Однако робкие профессиональные опасения были почти что беспочвенными, кинозритель заинтересовался возрожденным «Освобождением». И тот, который обычно ходит в кино сегодня, на Голливуд и прочее, и тот, который в кино не ходил лет так 20-25. А вот «на Озерова» – пошел. И тогда озеровскому «Освобождению» нынешние киночиновники дали, что называется, «зеленый свет». Мощным кинопрожектором, осветившим всю Россию. Финальная часть восстановленной военной киноэпопеи «Освобождение. Последний штурм» режиссера-фронтовика Юрия Озерова в мае 2022 года было решено запустить в 65 городах страны, в 103 кинотеатрах, сообщили в пресс-службе канала «Мосфильм. Золотая коллекция». Скрупулезно и со всем технологическим тщанием восстановленную киноленту «Освобождение. Последний штурм» должны были показать в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и многих других городах России.
«И ЗНАЧИТ, НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА…»
Нерегулярными, почти точечными показами кинодрамы Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» 1971 года решили порадовать в первые майские дни современного киномана. И хоть в кинофильме нет сражений, нет фронтов и окопов, блиндажей и автоматов с пулеметами, войны как таковой, картина все же о войне. И далеко не только своим блестящим финалом, то есть монументальной песней «Мы за ценой не постоим», что вызвал неимоверный прилив чувств, довел до слез тогдашнего главного и первого кинозрителя Страны Советов Леонида Брежнева. Фильм поднимает глубокие моральные и нравственные моменты 70-х ушедшего уже века. Точнее морального дискурса меж молодым поколением конца 70-х, кто успел основательно отойти от военных сюжетов, и «поколением победителей». На кого молодежь 70-х взирала словно на пришельцев. Пропасть меж джинсовой незрелостью и фронтовиками вонзила свой острый социальный нож в конструкт фильма, обнажив противостояние, странное сегодня. Для молодняка конца 70-х ветераны – не есть герои «той войны», они везде имеют доступ к «блату» и дефициту, везде и всюду первые в очередях. Джинсовая молодежь в недоумении и раздражении. И пусть фильм Андрея Смирнова не поднимает глубинные пласты всех этих противоречий, сама по себе кинодрама поучительна. И сейчас, когда к ветеранам Великой Отечественной более чем уважительное, почтительное отношение.
Из немеркнущего кинонаследия советского киновчера в майские победоносные дни 2022 года было решено взять и выпустить на современные киноэкраны еще один вопиющий, дух захватывающий фильм – «Иди и смотри» Элема Климова. Пылающий сарай с живыми людьми, кинопамятник Хатыни, седые волосы и безумный глаз главного героя кинотрагедии уже в 1985 году, в год выхода фильма в широкий кинопрокат, никого не могли оставить равнодушными. Элем Климов, режиссер-постановщик фильм «Иди и смотри», был убежден, о трагедии Хатыни в мире знали только по документальным съемкам, отрывистым и не впечатляющим. А трагедия отдельно взятой белорусской деревни и почти физиологическая, глубоко моральная эволюция главного, ключевого, персонажа фильма – блестящая игра 13-летнего Алексея Кравченко, «била» в самую точку. Эволюция обычного человека, превращение жизнерадостного мальчишки в седовласого старца. Сегодня киноэкран предлагает куда более зрелищные сцены в широком ассортименте, это бесспорно, однако свой зритель, убеждены в отдельных киноцентрах Петербурга, всегда найдется.
МОЛОДАЯ КИНОЗРЕЛОСТЬ МАСТЕРОВ НУЛЕВЫХ И ПРОЧИХ ГОДОВ НОВОГО ВЕКА…
На экранах вновь «Брестская крепость» Александра Котта как режиссера и Игоря Угольникова как продюсера, «пламенного мотора» всего кинопроекта. Выход на повторный экран этого фильма – дело техники. Фильм еще по премьере в 2010 году стал форменной сенсацией. Военно-патриотическими фильмами современника удивить сложно, кинотеатр и телеэкран каждый день преподносят нам все новые и новые фильмы о войне. Только не всегда количество здесь переходит в качество. Наманикюренные ногти отдельных героинь, странноватые эффекты, позы и речи, «актуальная верстка», то бишь монтаж фильма, что превращает картину то ли в клип, то ли в бредовый сон…
Перевести дух, вернуться к киноклассике, но уже современным киноязыком, чтоб техника не замещала человека в кадре – вот лишь айсберг задач, что поставил перед собой и коллегами продюсер фильма Игорь Угольников. О чем фильм? Как заметил Угольников, тематика кинотрагедии до банальности проста и незатейлива: героика невероятного сопротивления наступлению нацистов небольшого гарнизона старой островной крепости на реке Молоховец. Которая еще «при жизни», во время войны великой, стала легендой. А в кино сей подвиг был отражен, по мнению творцов «Брестской крепости», слабовато. Или же несколько документально. В центре внимания новой киноленты три очага сопротивления. Военные отряды тогда возглавляли командир полка Петр Гаврилов, комиссар Ефим Фомин и начальник девятой погранзаставы Андрей Кижеватов. Роли в картине исполнили Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Алексей Копашов, Александр Коршунов, Евгений Цыганов, Максим Костромыкин.
Вторит боевому, ратному подвигу «Брестской крепости» более «свежая» кинолента о героике будней простого советского человека времен Великой Отечественной кинодрама «Подольские курсанты» 2020 года Вадима Шмелева. Где, к слову, продюсерским локомотивом вновь выступил Игорь Угольников. И хоть кинолента уже обошла с успехом разнообразные телеплощадки, телеканалы, для повторного выхода на широкие киноэкраны работает беспроигрышный принцип «дорога ложка к обеду». Благо, майский «обед», первой половины месяца, хорошо бы наполнить современными «киноблюдами», посвященными теме войны. «Подольские курсанты» как раз-таки из числа свежего кинопризыва. Фильм «Подольские курсанты» рассказывает о подвиге курсантов при обороне Москвы осенью 1941 года. Картину снимали в специально выстроенном кинокомплексе «Военфильм», где была создана деревня, вырыты доты, сооружена и заполнена водою река, отсыпана часть Варшавского шоссе. Все было максимально реалистично, как в жизни, а не как в кино.