[dropcap]П[/dropcap]ерешагивая через знаковый рубеж в 315 лет, многогранный, многосложный, многослойный Петербург явственно осознаёт: сегодня северная Пальмира – город множества судеб и лиц, характеров и поступков, свершений и событий. Благо творящий, с трудовыми мозолями, парящим ангелом над головами несет Петербург-Петроград-Ленинград свое сакральное предназначение… Где важное место занимают они – связующие нити, словно кровеносные сосуды, металлические и деревянные, пешеходные и автомобильные, разводные и вантовые. Мосты. Повисли над водами. Как памятник человеческому гению и труду…
…Лет так девять назад тогдашний градоначальник петербургский Валентина Матвиенко даровала городу над вольной Невой свежую переправу. Правда, «Мраморный мост» через главную городскую реку не перекинуть. Это был всего лишь художественный «взнос» губернатора в копилку Рождественской ярмарки. С тех пор много воды утекло, но над могучей и дерзновенной Невой взлетели, взмыли сразу несколько переправ, среди которых – четыре вантовых, две из них – в рамках проекта Западного скоростного диаметра, один – поменьше и «помладше» статусом, Лазаревский, пришедший на смену трамвайному, деревянному, шаткому. И суперсовременное средство коммуникации Василеостровского района с Петроградской стороной – мост имени инженера Бетанкура. Город постепенно прирастает не просто мостами, не просто средством автомобильной и пешеходной транспортировки, но свежими конструктивными мыслями, идеями, затеями. Тот же вантовый мост в рамках Западного скоростного диаметра над Большой Невой.
Если верить проектировщикам, это единственная в мире (!) мостовая переправа с наклонными пилонами… И взлетел этот чудо-мост над невскими водами аж на 35 метров. Напомним, высота пролетной части Большого Обуховского моста – первого петербургского вантового моста через Неву, его судовой габарит, составляет 30 метров… Выше этих мостов, только визуально, не самый яркий элемент ЗСД: двухъярусный мост через Морской канал, этот мост возвышается над водами аж на 52 метра…
Однако самые первые – тогда еще деревянные, мостики, все же стали пробивать себе дорогу. Нет, не через основу основ жизнедеятельности петербургской, через Неву. Но промеж молодой Петропавловской крепостью и тогдашним городским центром, расположенным в южной части нынешнего Петроградского района.
Здесь решено было установить небольшой деревянный наплавной мост – скорее всего, он и есть первый в юной столице России. Его деловитые настилы поддерживали бревна, уложенные на деревянные барки – так называемые плашкоуты. И только в 1706 году решились на дерзновенное: заменить непрочный, мало того – сезонный мост более устойчивой, более надежной и долговечной переправой. Мелким мостам, рабочим, техническим, тогда еще царь Петр благоволил, неудобно, знаете ли, каждодневно переправляться через незначительный проток на лодках. Со временем мост крепчал, прирастал каменными арками, металлическими балками. Нынешний Иоанновский мост – прямой «потомок» того первого, который был сооружен еще при Петре I. Любопытно, но все же: когда разбирали наплавной Суворовский-Троицкий мост, его детали и архитектурные элементы были использованы на Иоанновском мосту, выбросить их или переплавить рука не поднялась, они были филигранно точеными, мало того – позолоченными… Правда, и с тех пор Иоанновский мост несколько преобразился. Так, в 1950-х годах на нем установлены изящные металлические фонари и перила, выполненные по образцам первой четверти XIX века.
Петербург – не только и не столько город изящных, величественных мостов, но и статных, рабочих, мощных путепроводов. Последние из разряда тех мостов, которые перекинуты через автодороги и железнодорожные пути, составные части могучих транспортных развязок. Мост сегодня куда больше, чем просто переправа с одного берега на другой. Современный мост – сложное технологическое сооружение, возьмите, к примеру, Невский (или же, как его всуе именуют, – Сортировочный) путепровод, серьезное, изрядное средство транспортной доставки, воспарившее над массивом железнодорожных путей станции Сортировочная-Московская московского направления ОЖД. На момент открытия в середине 70-х был самым длинным путепроводом данного типа в Советском Союзе.
Таковых в современном Петербурге не счесть, везде и всюду работает нещадно это торжество инженерной мысли. Но мостов, тех, которые над водами повисли смелыми очертаниями, куда больше. Справки ради приведем цифры с официальной страницы предприятия «Мостотрест СПб», что обслуживает всю многочисленную мостово-путепроводную рать. Так, путепроводов и транспортных развязок в Петербурге сейчас где-то с семь десятков, а вот мостов, тех самых, которые – манкий туристский объект, с вензелями на старинных подвесках значительных опор, над реками и каналами переброшенными – с четыре сотни! И один из них – наверное, самый узнаваемый, брендоносец города на Неве, Троицкий, на днях отметил юбилей – 115 лет со дня постройки. Много в его жизни было: и смена декораций, когда со всех стенок сбили элементы имперского величия, импозантные, «пузатые» царские короны, снесли и сдали в переплавку медальоны с игривыми вензелями аббревиатур – «АIII» и «МФ», а с вершин обелисков с левого берега убрали двуглавых орлов, вместо них установили звезды. И только к 300-летнему юбилею города весь этот имперский шик был воссоздан, вместе с вензелями царственных особ. Установлены, кстати, эти самые вензеля по всему Троицкому мосту были неслучайно, во всех смыслах новейшая технологическая переправа конца XIX века была посвящена 25-летию свадьбы Александра III и Марии Федоровны, родителей правящего на момент сооружения моста императора Николая Второго. Мост этот чуть было не стал Эйфелевым, известный француз участвовал в международном конкурсе на право проектирования переправы. Однако победила уникальная, мало того – экономически оправданная, модель компании «Батиньоль»… Удивительно, но тем не менее – Троицкий мост, благодаря своему «французскому происхождению», стал своеобразным мостом дружбы меж нашими странами. Не случайно, когда в сентябре 1896 года в Париж с официальным визитом прибыл Николай II, в городе на Сене был заложен «ответный дар русского народа французскому». То есть мост, который назвали мостом Александра III. Церемония закладки Троицкого моста состоялась 12 августа 1897 года при участии президента французской республики Феликса Фора. Торжества проходили у памятника Суворову, там стояли царский шатер, трибуны для публики и официальных гостей.
Президент и Император положили по монете в основание моста… Что лежит в основании самого «свежего» вантового моста города – моста Бетанкура, не известно, известно другое – в основании всех петербургских переправ лежит совесть, неимоверный труд и любовь к городу над вольной Невой всех тех, кто возводил эти колоссы – из дерева и металла, разводные и вантовые…
***
Известный исторический факт: Петр Первый, первый российский император, первый во множестве своих начинаний и деяний, терпеть не любил мосты. Особенно через Неву. Какие могут быть мосты в северной Венеции, городе многочисленных рек, речушек и каналов? Только суда, только вплавь, только по воле волн жить надобно.
ДМИТРИЙ МОСКОВСКИЙ