Подвигу блокадного Ленинграда посвящается
Подобные тематические экспозиции накануне 27 января, дня, когда Ленинград был окончательно освобожден от вражеской блокады, уже стали традиционными для Санкт-Петербургского Союза художников. Однако нынешнюю, которая называется «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается», развернутую в его залах, в полном смысле можно назвать уникальной. И потому, что уж священна дата (а в этом году широко отмечается юбилей – 75-летие полного снятия блокады города), и потому, что живы еще свидетели тех печальных дней. Есть они, в том числе, и среди питерских мастеров кисти и резца.
Вот почему на открытие выставки собралось так много народу, пришли не только художники, но и люди, далекие от искусства, целыми семьями вместе с представителями старшего поколения и маленькими внуками на руках – память объединила всех. Каждый стремился найти в представленных работах что-то свое, родное, или просто увидеть, каким был город в те далекие, ставшие уже историей годы. Одна из молодых посетительниц, например, хотела отыскать запечатленным в блокадном пейзаже старый, весьма приметный дом своей бабушки, что находился на Крюковом канале. И представьте себе, нашла, видно, его так и не разбомбили.
«Не о войне, о людях!»
Экспозиция, действительно, получилась грандиозной – около 300 работ (многие показываются впервые) различных жанров и направлений 150 авторов разных поколений и возрастов. Представлены живопись, графика скульптура, декоративно-прикладное искусство, блокадные зарисовки и даже инсталляции.
О них хочется сказать особо. Одна (с приметами военного быта, проржавевшими, пробитыми пулей касками и флягами, деталями оружия, в том числе пулеметов, найденных поисковиками на местах былых сражений) встречает зрителя прямо у входа и задает настрой всей выставке. Но она, в сущности, не о войне, а о людях, о ленинградцах, которые выживали в страшных условиях голода и холода и продолжали, чего бы им это ни стоило, работать на скорейшее освобождение своего любимого города.
Все это мы видим в работах прежде всего художников, переживших блокаду: А.В. Суворова, В.И. Сердюкова, В.А. Аноповой, Е.О. Марттилы и других.
«Белая комната» и продолжение…
Своеобразным духовным камертоном выставки стала инсталляция искусствоведа и коллекционера Владимира Васильева, состоящая из двух частей. Одна из них, «Белая комната», посвящена памяти преподавателей Академии художеств Ивана Билибина, Павла Шиллинговского, Дмитрия Киплика, продолжавших трудиться в стенах вуза и умерших от истощения в 1942 году (тела их захоронены в братской могиле педагогов Академии, что на Смоленском кладбище). Не менее впечатляюща и другая часть инсталляции, связанная с именем художника В.А. Николаева, погибшего под артобстрелом в своей мастерской в 1943 году. Под его не известно каким чудом сохранившиеся рисунки и акварели военных лет даже смонтирован специальный павильон.
Но, конечно, нельзя остаться равнодушным к высокохудожественным произведениям самих ныне здравствующих блокадников, которые сумели донести до нас атмосферу тех дней, показать всю жизнеутверждающую силу искусства. Это вполне ощутимо прежде всего в работах графиков В.В. Петровой, А.И. Харшака, Н.Н. Новосельской, В.С. Вильнера и других. Также правдивы произведения живописца С.Б. Эпштейна.
«Из окон Академии художеств. 1942-й»
По-своему видит город старейший и один из опытнейших мастеров кисти Дмитрий Бучкин в картине «Из окон Академии художеств. 1942-й», где сами эти окна, как и повсюду в блокадном городе, крест-накрест заклеены газетными полосками, а взгляд автора из них словно «схватывает» другие примечательные детали тогдашнего городского быта: памятник, словно закованный в деревянный короб, усталую женщину, везущую на санках бидон с водой, ополченцев, отправляющихся на боевое задание, с которого они могут не вернуться. Невозможно пройти мимо пейзажа Г. Татарникова «Снятие блокады», запечатлевшего праздничный салют кораблей, стоящих в акватории Невы в январе 1944 года, а также мимо величественного, философского по своей сути триптиха О. Яхнина, выполненного в совершенно несвойственной ему манере и от того еще более интересного.
Привлекает внимание и красочный широкоформатный картон к мозаике на блокадную тему молодого художника Р. Абдуллина (подарившего эту работу Музею блокады Ленинграда), созданный автором в мастерской известного художника-монументалиста старшего поколения Быстрова, чьи мозаики украшают не одну станцию городского метрополитена.
И, наконец, нельзя не заметить совсем свежую работу народного художника России В.М. Петрова-Маслакова, куратора этой выставки и замечательного живописца, который в полотне «Памятный день» показал современные реалии жизни: как седовласый старик с медалями на груди совсем не весело празднует День Победы, к тому же в полном одиночестве. Кстати, тема одиночества стала главной и в некоторых других выставленных в залах Союза художников произведениях: «Один» В.Н. Ивановой, «Что с мамой?» современного автора Игнатьевой, где ярко выражены боль и отчаяние оставшегося рядом с уже не живой матерью ребенка, и других.
С помощью выразительных деталей, запечатлевших известные и совсем незнакомые реликвии блокадного времени (блокадный трамвай, начавший вновь перевозить пассажиров, или кусочек спасительного хлеба в исхудавших, почти прозрачных, мужских руках, метроном или круглая черная тарелка блокадного радиоприемника, из которой вот-вот донесется всем знакомый голос поэтессы Ольги Берггольц), авторам удалось достоверно передать и мироощущение ленинградцев той поры, и атмосферу самого города, выстоявшего в неравной схватке с врагом за свою жизнь, за само существование нашего государства.
«Ваше оружие – искусство»
И музы не молчали. Помимо «Театра Блокады», где актеры не переставали играть даже во время тревог и бомбежек, богатую пищу для размышлений о том времени, о роли партии вместе с художниками языком искусства вела пропаганда.
«Да, пропаганда!»
– Инсталляция с таким заголовком еще раз поставила и актуализировала вопрос о долге мастеров кисти и резца перед страной и обществом, особенно в те страшные годы.
Специальным решением Горкома КПСС многие профессиональные живописцы (и особенно графики) были отозваны из армии. «Ваше оружие – искусство», – говорило им руководство и старалось предоставить необходимые условия для творчества, вплоть до того, что для создания портретов отличившихся красноармейцев этих героев привозили прямо с фронта, и они честно по многу часов позировали художникам. Все это документально отражено в соответствующем разделе выставки. Тут же представлены агитационные плакаты, газетные карикатуры, высмеивающие фашистов, художественно оформленные призывы властей к населению и даже открытки, печатавшиеся здесь же, в здании Союза художников.
На новогодних открытках, ставших уже раритетами – имена известных авторов: А. Андреев, В. Каменский, Ю. Непринцев и другие. И, несмотря ни на что, город жил и даже отмечал традиционные праздники. В залах Союза художников проводились выставки, и они посещались(!) полуголодными, с трудом передвигающими ноги жителями.
Искусство было для них не только воспоминанием о прежней мирной жизни, оно укрепляло надежды на лучшее и веру в будущее.
Мнения:
– Пусть тяжело, но все это нужно показывать людям, молодежи, нашим современникам, чтобы подобное никогда не повторилось! – Высоко оценила значение, подобных художественных экспозиций (и прошлых, и нынешних) блокадница Елена Тихомирова, председатель общественной организации «Жители блокадного Ленинграда».
А другой ветеран – сын полка – ныне профессор Академии русской словесности Иван Дмитриевич Ильин, приветствуя в целом работу питерских художников, заметил, что за ними существует и «должок»: на выставке, на его взгляд, не хватает картин, запечатлевших подвиг строителей, которые за 27 дней под непрерывным артобстрелом сумели построить железную дорогу, связавшую осажденный город с Петрокрепостью – местом, где свершился легендарный прорыв блокады Ленинграда. И это позволило армии перейти в наступление по всему фронту.
По-прежнему в строю
День прорыва осадного кольца, 18 января – еще одна заметная дата в священной летописи блокады.
В.М. Петров-Маслаков так вспоминает об этом событии:
– Прорыв блокады был лучом света на темном ленинградском небе. Теперь мы знали, что победим. Иначе не должно было быть. Рассказывая о блокадных выставках 1943 года, Всеволод Михайлович (13-летним подростком участвовал в защите города от фашистов, за что награжден медалью «За оборону Ленинграда», и тогда же стал художником, вступив в профессиональный союз) искренне замечает: – Мы умирали тогда, но стремились сохранить честь и достоинство нашего народа, достоинство нашего государства. Сейчас умирать не надо, надо жить. Но по-прежнему сохранять свою честь и достоинство и, по возможности, стремиться быть в рабочем строю.
К этим словам, как и многие другие питерские мастера-ветераны, мог бы присоединиться 93-летний Григорий Даниилович Ястребенецкий «Такая долгая жизнь. Записки скульптора» Народный художник России, действительный член Академии художеств РФ Григорий Даниилович Ястребенецкий, также присутствовал на открытии экспозиции, посвященной 75-летию блокадного подвига Ленинграда. Причем именно к этой важной дате он приурочил презентацию для общественности своей трогательно написанной и прекрасно изданной книги «Такая долгая жизнь. Записки скульптора», полную воспоминаний о Великой Отечественной, о ленинградской блокаде и о своих ушедших коллегах. Как видим, ветераны остаются в строю, и прожитая жизнь вновь питает их, с годами неувядающее искусство.
Светлана Моторова, Галина Капитанская