[dropcap]П[/dropcap]ерешагивая через знаковый рубеж в 315 лет, многогранный, многосложный, многослойный город над вольной Невой, созданный железною волею одного человека, явственно осознает: сегодня Петербург – город множества судеб и лиц, характеров и поступков, свершений и событий. Благо творящий, с трудовыми мозолями, парящим ангелом несет сквозь время Петербург-Петроград-Ленинград свое сакральное предназначение…
Ночь музеев
Первым проблеском Белой ночи алеет закат. Первым проблеском новой формы жизни в эту ночь наполнен город. «Ночь музеев» – не просто акция, больше, чем общегородское мероприятие. Будто неведомая дверка приотворилась в мир загадочного и тихой детской радости.
Когда все можно! А иначе как? Ведь в эту ночь оживает все то, что целый год дремало в запасниках самых разных петербургских музеев… И хоть новомодным этот туристический тренд назвать нельзя, манким и невероятно привлекательным он остается и поныне. Петербург постепенно вступал в это просветительское дело, дело ночного освоения музейного пространства и его богатейших коллекций.
И только лишь в 2010 г. почти что освоился в нем! Представьте себе – полсотни в начале и несколько сотен сейчас самых разных выставочных площадок и крупных музейных коллекций! Ленинградский зоопарк и Манеж, Петропавловская крепость с ее традиционным набором музейных закутков и Музей Суворова, ЦПКиО им. Кирова (точнее, Елагин остров), «Мир воды Петербурга», музейное пространство Водоканала и Музей городской скульптуры. Всего не перечесть и за неделю, не то что за ночь не обойти!
«Петровская акватория»
«Городок в табакерке» Владимира Одоевского, сказка из глубокого советского детства, приходит на ум при посещении «Петровской акватории».
Крошечные дворцы и парки, кареты и фонтаны, величественные парусники и множество самого разночинного люда величиной с булавку. Здесь петербургский дух, здесь Петербургом изначальным, аутентичным, пахнет, перефразируем мы Пушкина. Здесь, на самом последнем этаже нового торгового центра «Адмирал», история застыла в масштабной миниатюре, имя которой «Петровская акватория». С воистину имперским размахом раскинулась панорама города петровского и позднего елизаветинского времени. Галантный век входит неспешно в нашу современность всеми цветами радуги, всеми сезонами года.
Вот, к примеру, новая фортификационная забава Петра III. До наших дней крепость Петерштадт не сохранилась (сохранились лишь дворец Петра III и Въездные (Почетные) ворота). Если верить историческим сведениям, занимала эта потешная фортификация площадь в два гектара и служила своеобразным учебным пособием в натуральную величину для обучения наследника престола военному делу. А каков Меншиковский дворец, это чудо декоративной мысли словно из сна маститого архитектора. «Петровская акватория» постаралась воссоздать не только сам вид дворца, который и поныне радует глаз горожан и туристов на Университетской набережной. Здесь сумели воссоздать весь комплекс зданий и садов, которые в петровское время окружали плотным кольцом без двух минут царскую резиденцию. Реконструкция всей резиденции князя Меньшикова – одна из фирменных «изюминок» музея, на ней обожают заострять свое внимание экскурсоводы. «Петровская акватория» – уникальная экспозиция, посвященная истории возникновения Санкт-Петербурга и зарождения российского флота, ее центральную часть занимает заполненная водой чаша, изображающая акваторию города, а по периметру расположены макеты архитектурных ансамблей, – заметил директор этого исторического театра-макета Алексей Струк. Как бы между прочим Алексей Николаевич поделился «сухой статистикой» этого уникального предприятия: в общей сложности макет включает более 1000 зданий, 305 метров дорог, 1000 транспортных средств, в том числе движущихся карет, а также 20 тонн воды и более 100 судов! Дневное и ночное освещение обеспечивает 20 000 светодиодов.
Феномен блокадного зоопарка
Феномен блокадного зоопарка Ленинграда еще будут изучать потомки. Тема благодатная и достойная пристального внимания. Какие звери и почему сумели пережить бомбежки и артобстрел, как голодный город сам умирал, а животных спасал. От голода и мора. О труде и безмерном подвиге ленинградцев, положивших жизнь на алтарь Победы… в Ленинградском зоопарке. Казалось бы, участь оставшихся в зоопарке животных была предрешена. Невыгодное положение зоосада, первые перебои с поставками фуража диктовали одно – от зверья, пусть и редкого, исчезающих видов, нужно избавляться.
Однако часть коллекции было решено оставить. По разным причинам. Главная из которых – раз город, люди, решили жить в блокадном кольце, пусть в блокадном кольце будет и свой зоопарк. Первый раз зоопарк закрыли после почти авианалета 10 сентября 1941 года. К тому времени в зоопарке было 237 разных животных. Из них 56 хищных млекопитающих, 29 копытных, 70 грызунов, 10 обезьян 12 хищных птиц. Первую страшную зиму блокады пережили не все. На 1 января 1942 года в живых оставалось 160 зверушек, а на 1 апреля 1942 года их было уже 85…
Одним из символов стойкости зоопарка стала бегемот Красавица. По довоенной норме выдаче корма ей было положено 36 кг овощей и травы ежедневно. А давали всего шесть…
Чтоб организм не «простаивал», а это губительно для бегемота, прибегали к гастрономической хитрости, давали вместо еды так называемый «балласт» – распаренные опилки. Пользы от этой «баланды» никакой, но организм не атрофируется, живет. Что еда, вспоминают служители зоопарка, продуманный и правильно организованный рацион – это не самое главное. Самое главное – система содержание гиппопотама. Все знают с малых лет, бегемот у себя там, в жаркой Африке, обычно сидит в болоте. Летом с водой проблем не было – бассейн выручал и сотрудников зоопарка, и саму Красавицу. Но зимой бегемоту приходилось туго.
Чтоб Красавица не пошла глубокими трещинами и не изошла кровавым потом, ее нужно было регулярно обливать теплой водой. А также обмазывать почти что целиком камфорным маслом. Евдокия Ивановна Дашина (на фото), «мама» Красавицы, каждый день – мороз, не мороз, таскала на себе, на санках, по 40 ведер воды из Невы. И Красавица выжила – всем смертям назло!
Мир, где правит бал Мельпомена
Мистическую силу графического образа постигли еще древние. Так, греческий мыслитель и математик Пифагор считал, что в знаке, отображающем действие, кроется великая сила этого действия. Космология каких-либо явлений или событий в призме знака, отражающего эти явления, увлекала Ницше и Шопенгауэра. Известный петербургский дизайнер, автор сонма торговых знаков и символических изображений Евгений Егоров сродни мудрым грекам и немцам. «Знаете, в своих знаках, символах, я старался отразить тот предмет, людей, которые составляют честь и славу этой организации, – размышляет Евгений Михайлович, перебирая рисунки с разнообразными графическими портретами того или иного образа жизни, того или иного образа мысли.
– Ведь что есть Мариинский театр? Застывший в камне танец? Это целый мир, где правит бал Мельпомена.
Неслучайно графическим рисунком, своеобразным знаком узнавания театра Бориса Эйфмана я сотворил танцующего человека. Мариинский театр – это фундаментальная основа, эдакий театральный базис, а у Эйфмана базис – в его «ногах». Когда стал вопрос создать свой фирменный знак Мариинскому театру, пришлось что называется, попотеть. Ведь это имя, Мариинский театр, было основательно забыто. Даже не подверженные нашим идеологическим штампам и штаммам иностранцы привыкли к звучному Kirov-balet или Kirovopera. Ломать эти стереотипы было делом сложным, но весьма и весьма необходимым…».
Диапазон творческого самовыражения Евгения Егорова потрясает воображение: от создания образа Всемирного клуба петербуржцев до плакатов Мюзик-холла, от почтового спецгашения «600-летие Куликовской битвы» до представительской программы XXVII Международного геологического конгресса, главным дизайнером которого выступил Евгений Егоров. «Дизайн – точная наука, со своими строгими законами и логикой, – говорит он. – Знание этих законов и их умелое использование делает возможным рождение символа – знака отличия».
…Петербург… Здесь жизнь музейная, потаённая, богатейшая кипит… даже по ночам, но раз в год, здесь обитают форменные чудеса, здесь город могучий, с его домами и дворцами, способен уместиться… на ладони!
Здесь память прошлых – блокадных – лет живет… в том числе и в зоопарке, здесь мудрейший Бетанкур отлит в гранит и металл, став… мостом, а наш современник возвращает забытые имена величайшим творениям прежних эпох и поколений, здесь снимают кино как в Голливуде и… просто живут, наполняя мир воздухом, смыслом, жизнью…
Продолжение следует…
Дмитрий Московский