[dropcap]Н[/dropcap]астала осень, плаксивые сентябрь и октябрь. Самое время заглянуть в наши театры, благо, то в одном прибежище муз, то в ином стартует очередной сезон. Полный надежд и чаяний, премьер и просто прелестных постановок. Будь то Балтийский дом или же Молодежный театр на Фонтанке, «Мастерская» Георгия Козлова, «Санкт-Петербург-Опера» или же Мюзик-холл, театр-синтез, театр-эксперимент…
Одним, наверное, из первых свой очередной, уже 83-й по счету, сезон открывает Балтийский дом. И открывает постановкой с претензией на сенсацию «Зощенко, Зощенко, Зощенко, Зощенко», новая работа Андрея Прикотенко, премьера прошлого сезона, уже получила признание не только петербургских театралов, но и профессионалов. Постановка выдвинута на премию «Золотой софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль».
«…Как выяснилось из названия постановки, Зощенко много не бывает.
Серые, тусклые, безликие будни маленьких людишек на фоне – коммуналки, трамвая, сбора средств на постройку дирижабля, больницы и даже морга стали питательной средой (и даже четвергом с пятницей) свежего сценического концентрата, который два с лишним часа выплескивали, выбрасывали в зал. Жадный и неугомонный, – пишет в своей рецензии информационное агентство ИМА-пресс. – Хоть и с легким прищуром скепсиса – а надо ли, нужен ли нам сейчас весь этот Зощенко с его доморощенными нехитрыми историйками? Кто знает, кто знает, насколько актуальными сейчас могут быть все эти бурливые, кипучие, искристые мысли и действия, чувства и переживания разнообразных и разнофактурных персонажей и героев Зощенко, Зощенко, Зощенко, Зощенко…». Но не только и столько Зощенко будет жить этот театр, впереди – традиционные фестивали и премьеры, без которых Балтийский дом не мыслим. Так конец сентября, начало октября традиционно проходит здесь под знаком Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
Осенью 2019 года исполняется 25 лет существования в Российском институте сценических искусств (РГИСИ) актерско-режиссерской мастерской художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке Семёна Спивака.
В 1994 году на первый курс этой мастерской в Санкт-Петербургской государственной Академии театрального искусства (ныне – РГИСИ) были зачислены первые студенты: Роман Агеев, Сергей Морозов, Анна Геллер, Алексей Одинг, Регина Щукина, Анна Табанина, Наталья Индейкина, Кирилл Сёмин и многие другие, чьи имена сегодня хорошо знакомы театральному Петербургу и всей России. С тех пор в профессиональное плавание отправились уже четыре поколения артистов и режиссеров, «спиваков» (так сами называют себя студенты Семена Спивака). Кроме Молодежного театра на Фонтанке в фестивале «Мастерская Спивака» примут участие те петербургские театры, в которых с успехом идут постановки режиссеров-учеников Семена Спивака: «На Литейном», «За Черной речкой», «Комедианты» и Камерный театр Малыщицкого. Завершится фестиваль на большой сцене Молодежного театра торжественным творческим вечером выпускников мастерской «В ритме рок-н-ролла».
Разные поколения «спиваков» соберутся вместе, вспомнят студенческие годы, покажут памятные творческие номера и… станцуют рок-н-ролл вместе со своим Мастером.
Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» открывает пусть и не юбилейный, но чрезвычайно знаковый 33-й сезон. Иных тут и не бывает, не случается.
По давней, старой доброй традиции очередной сезон в «Санктъ-Петербургъ Опера» стартует «визитной карточкой», оперой «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского в постановке основателя и художественного руководителя театра, народного артиста России Юрия Александрова, на который все билеты проданы. Впереди – еще премьеры, еще гастроли, еще… Как заметил Юрий Александров, новый сезон – сезон открытий музыкальных тем и сюжетов, мало известных театральной публике.
Таковой станет премьера оперы Александра Даргомыжского «Эсмеральда». Будет это 14 декабря. Напомним, опера «Эсмеральда» основана на всемирно известном произведении Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». На сцене театра с 29 сентября по 1 ноября пройдет IV Международный фестиваль камерной оперы. Маленький театр выступает гостеприимным хозяином большого феста, география гостей одна чего стоит: Греция, Венгрия, Латвия, Казахстан, Башкирия.
Как утверждает Юрий Александров, интересны абсолютно все представленные на строгий зрительский суд спектакли. На новый сезон у «Мастерской» Георгия Козлова, как обычно, большие планы. Первой премьерой станет спектакль Александра Баргмана «Сирано де Бержерак». В спектакле заняты артисты всех четырех поколений «Мастерской», в главных ролях: Евгений Шумейко, Анна Арефьева, Сергей Агафонов. Роман Габриа выпустит спектакль по собственной пьесе в стихах – «В рыбачьей лодке». Это история рождения легенды, создания апокрифов, о том, как из рассказов и воспоминаний родных, знакомых и прохожих складывается величайший миф европейской культуры – рождение, жизнь и гибель человека по имени Иисус. Максим Блинов дебютирует в режиссуре спектаклем «Жирная свинья».
Пьеса американского драматурга Нила ЛаБюта – о внезапно вспыхивающей любви, о зависимости от общественного мнения и об умении / и неумении осознавать главное в жизни. Молодой и красивый офисный клерк знакомится в кафе с библиотекаршей – она интересная, веселая, независимая и очень, очень толстая… Алексей Янковский ставит пьесу Клима по роману Толстого «Анна Каренина».
Это не инсценировка, это скорее театральные размышления о романе и на темы романа, взгляд на великий текст сквозь художественную призму всего двадцатого века. В ролях: Максим Студеновский, Полина Воробьева, Юлия Нижельская, Федор Климов и другие артисты театра. А сам Григорий Козлов приступает к репетициям одной из величайших пьес мирового репертуара – «Ромео и Джульетта». Юную пару, ставшую символом трагической и прекрасной любви, сыграют Кристина Куца и Юрий Насонов, известные поклонникам «Мастерской» ролями Маргариты и Михаила Булгакова в спектакле «Мастер и Маргарита».
В Мюзик-холле, театре, где высокая опера и классический сюртук гармонично уживаются с современными тенденциями в стиле и музыке, новый сезон стартовал (уже!) в середине сентября. Выступлением оркестра «Северная Симфония», у этого оркестра, стоит отметить, тоже открытие своего сезона, четвертого по счету.
В сезоне 2019/2020 ожидается сразу несколько театральных премьер. 18 октября на большой сцене Мюзик-холла состоится премьера мюзикла «Шёлк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко – одного из самых ярких европейских романистов нашего времени. Оригинальное прочтение культового романа о неудержимой страсти благополучного французского буржуа к женщине-призраку в конце XIX века в Японии поднимает тему любви и одиночества, заставляет задуматься о смысле жизни и о том выборе, который каждый из нас совершает ежедневно. Режиссер спектакля – Лев Рахлин. 21 ноября состоится еще одна яркая премьера – мюзикл «Звезду заказывали?», наполненный искрометным юмором, зажигательными танцами и прекрасной музыкой. В основе сюжетной линии – один почти безумный день из жизни музыкального театра. В спектакле прозвучат знаменитые хиты из великих мюзиклов XX века, которые написали Леонард Бернстайн, Эндрю Ллойд Уэббер, Бенни Андерссон, Бьорн Ульвеус, Джон Кандер, Риккардо Коччанте и другие популярные композиторы. Режиссер спектакля и автор либретто – Виктор Высоцкий. Жизнь театра – не только и с только сцена, сколько…
Так, в фойе Мюзик-холла открылась яркая ретроспективная выставка исторических костюмов – из спектаклей «Петербургское крещендо» Ильи Рахлина, «Мата Хари» Владимира Романовского, «Маскарад» и «Веселый остров времен Екатерины» Льва Рахлина.