Развитие театра в эпоху цифровых технологий

На фото: Бейбит Бахтыгереев (Казахстан), Вера Полякова-Макей (Республика Беларусь), Татьяна Людмилина, Светлана Лаврецова (ТЮЗ им. А.А. Брянцева), Сергей Радченко, Иван Пачин, Татьяна Ткач, Тимур Кулов, Александр Нестеров.


В рамках X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур в Театре Юных зрителей прошла панельная дискуссия на тему «Сохранение традиций и развитие театра для юношества и молодежи в эпоху цифровых технологий».

В последнее время театральное искусство сталкивается со множеством новых вызовов – цифровые технологии стремительно внедряются в каждую

сферу жизни, делая восприятие искусства более доступным, но одновременно ставя под угрозу традиционные формы его существования. Молодежь все чаще предпочитает видеоформаты, социальные сети и другие цифровые развлечения. Это создает необходимость сохранять театрализованный опыт так, чтобы он стал интересен новому поколению.

С одной стороны, интернет и социальные сети позволяют театрам расширить свою аудиторию – можно транслировать выступления в реальном времени, создавать виртуальные туры по театру. Многие начали сотрудничать с креативными продюсерами, разрабатывающими контент для цифровых платформ. Таким образом, театр получает возможность выйти за рамки традиционного зала и привлечь зрителей из самых разных уголков мира.

С другой стороны, это создает риск того, что зритель станет виртуальны, ведь всё больше молодежи предпочитает проводить время за экранами телефонов, чем в зрительном зале. Понимание театра как «живого» искусства постепенно теряется. В этом контексте панельная дискуссия должна рассудить, как театрам использовать цифровые технологии не только для расширения аудитории, но и как опыт совместного восприятия искусства.

Публика, собирающаяся в одном помещении для просмотра спектакля, создает атмосферу уникальности момента.

Современные театры начали обогащать свои спектакли элементами интерактивности, заимствованными из цифровых технологий. Это позволяет юным зрителям стать активными участниками театрального процесса.

Одновременно необходимо продолжать работу над классическими репертуарами, сохраняя их дух и атмосферу. Процесс адаптации театра к современным условиям требует активного вовлечения молодежи. Театры должны стать площадками для экспериментов, где молодые художники, режиссеры, драматурги и актеры могут опробовать свои идеи. Инициативы, направленные на поддержку молодежных проектов, могут варьироваться от грантов на создание новых спектаклей до организации лабораторий, в которых молодые таланты смогут работать с наставниками.

Как сохранить дух театра, привнести в него новые идеи и форматы, сделать его актуальным для молодежи? Проведение дискуссии стало актуальным шагом для обсуждения не только существующих проблем, но и путей их решения.

Александр Нестеров, режиссер (Театр РОСТ, Царицино): «Мы не можем исключить влияние модных трендов из соцсетей, отделить это из сегодняшней культуры. Наоборот, нужно привлекать молодежные интернет-ресурсы, чтобы завлечь молодежь в театр».

Панельная дискуссия должна стать отправной точкой для формирования актуальных стратегий. Нужно понимать, что цифровизация театра – это не угроза, а возможность не только сохранить, но и развить театр как живое и актуальное искусство.


Перед началом панельной дискуссии Елена Лавринович поздравила от Комитета по культуре Санкт-Петербурга актрис ТЮЗа имени А.А. Брянцева Анну Дюкову и Ольгу Карленко с присвоением званий «Заслуженный артист России».