«Три маски короля»

[dropcap]В[/dropcap]от уже восьмой год Санкт-Петербург становится базовой площадкой, эдакой меккой встречи мировых культурных тенденций. Перекрестком культурно-просветительских векторов развития. В этом году на повестке дня была обозначена остросюжетна тема – «Культурные коды в условиях глобализации».

Узловым, почти флагманским мероприятием форума стала премия «Меценат года». По сложившейся традиции церемония награждения этой премией проводилась в Музее Фаберже, который, словно птица Феникс, воспарила над суетой будней как раз-таки на средства меценатов. Трое филантропов были удостоены этого почетного звания. Стоит отметить, заявки на получение премии прислали 27 регионов.

Когда министры запросто становятся экскурсоводами, а на престижную премию – имени Анатолия Луначарского, не пробиться даже супераккредитованным гражданам, когда миллиард на благотворение – это лишь благо творение, которое отмечено премиально, когда распахиваются двери школы и театра – Бориса Эйфмана – одновременно, когда… Да, совершенно ясно, когда – во время очередного Культурного форума, что в ноябре состоялся в Петербурге. Самое время осознать, не – когда, но…

Но форум закончился, министры и гости разъехались, а культурная жизнь в Северной Культурной столице продолжается и, надо заметить, не безуспешно, а ярко, выразительно, феерично!

На новой сцене Мариинского театра, почти сразу после Культурного форума, состоялась премьера балета – новой постановки Самарского Академического театра оперы и балета – «Три маски короля».

Постановщиком выступил известный хореограф Юрий Смекалов (обладатель «Золотой маски»).

Эта постановка уникальна во всем: от автора идеи до воплощения. Вячеслав Заренков, одновременно автор идеи и либреттист, – один из крупнейших российских бизнесменов – член Союзов художников и писателей Санкт-Петербурга, пишет рассказы, занимается живописью и изобретательством, благотворительностью, поддерживает художников, и активно творит сам.

21 И 22 НОЯБРЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Эта история как будто была всегда. Помните у Шекспира: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры»? Мы каждодневно играем кого-то. Не себя. Играем по своим и чужим правилам.

Итак:

На сцене разворачивается действие, в котором мы видим влюбленного короля, траектория судьбы которого с безоблачных высот счастья низвергает его до пропасти беды, но любовь дает ему сил противостоять невзгодам и победить зло. Но надолго ли хватит этого источника энергии? И где проходит граница между добром и злом?

Об этом мы поговорили с автором, бизнесменом, создателем и владельцем театра «Килизэ» Вячеславом Заренковым.

– Вы же живете в Санкт-Петербурге, не лучше было бы сделать спектакль здесь? Ведь дома и стены помогают…

– Идея создания балета «Три маски короля» пришла еще в 2010 году. Однако она как-то не складывалась в единую концепцию из-за того, что повесть «Маски и люди», на основе которой должен был строится спектакль, мною не была закончена. Я никак не мог придумать достойное завершение. И, по истечении примерно года, Михаил Крылов предложил перенести действие событий в средневековье, показав свой сценарий развития. Я согласился, и Михаил написал музыку. Музыкальный формат с чтением либретто опробовали на сценах Санкт-Петербурга и Лимассола (Кипр. – прим. автора). Зрители восприняли положительно. Но осталось чувство незаконченности, и меня оно никак не покидало. Более того, мне казалось, мы отошли от изначальной философии спектакля… А в это время у меня уже было написано либретто «Орр и Орра», по моему же рассказу «Люди и птицы». На музыку Михаила Крылова. Мы прекрасно понимали, что сразу ставить эти спектакли в Большом Мариинском театре вряд ли позволят. И решили показать всё это руководству Белорусского театра оперы и балета. Обсудив наше предложение на художественном совете, они выбрали «Орр и Орра». И в начале 2017 года в Минске состоялась премьера балета «Орр и Орра». Смею заметить, с огромным успехом.

В этот же период от замечательного постановщика-балетмейстера Юрия Смекалова поступило предложение поставить балет «Три маски короля» в Самаре. Юрий внес некоторые коррективы в либретто, получилось гениально. И уже в феврале 2019 в Самарском театре оперы и балета, с огромным успехом прошла мировая премьера балета «Три маски короля». И вот мы в Санкт-Петербурге! Премьера балета в Мариинском театре!

– «Три маски короля» – спектакль неординарный, он как натянутая струна… как оголенный нерв. Расскажите, как Вы начинали его создавать?

– Сложность в создании этого балета изначально была в отсутствии законченного произведения, на базе которого должен был строиться сценарий. Позже я понял, это обстоятельство дает неограниченную возможность постановщику творить так, как он сам видит образы и как они зарождаются у него в воображении. И Юрий Смекалов, а он талантлив очень, с успехом воспользовался такой возможностью. Благодаря этому, балет получился нестандартным, но великолепным. В нем соединилось всё: злободневный во все времена сюжет борьбы добра и зла, замечательная музыка, хореография, пластика, декорации, свет и, самое главное, игра увлеченного, сплоченного коллектива исполнителей. Этот спектакль смотришь на одном дыхании. Он заставляет зрителей задуматься, посмотреть со стороны на себя, на свое «Я» и, наверное, стать чуточку добрее.

– В Петербурге особый зритель. Если спектакль принимается, то ему обеспечен успех. Каково Ваше мнение??

– Мне кажется, зритель везде одинаков, более того, в нестоличных городах зритель менее избалован разнообразием выбора и более благодарен. Овации в нестоличных городах более искренние. Это мы чувствовали везде, а в Самаре особенно…

– У профессионалов считается, что в балете главное хореография, но музыка и танец, движение и музыка – это единое целое. Одно не может существовать без другого.

– Да, вы правы… В балете главное – хореография. Пластическое выражение той идеи, которая изложена в рассказе и затем адаптирована в либретто. Музыка пишется в тесном контакте с балетмейстером по его техническому заданию. Но при этом музыка имеет очень важное значение и оказывает сильное эмоциональное влияние на зрителя. Михаил Крылов справится с этой непростой задачей. Мелодизм и симфоническая оркестровка получились яркими, а соединение с синтетическими звуками и компьютерными сэмплами подняли ее на совершенно новый современный уровень.

И это еще одна отличительная особенность балета «Три маски короля». Правда, это очень усложнило роль маэстро Евгения Хохлова: дирижировать огромным оркестром, четко укладываясь в прописанный ритм компьютерной программы, не забывая о танцующих солистах. Но чувствуется, что и ему, и музыкантам нравится и музыка, и необычность решаемой задачи, и поэтому результат получился великолепным.

– Вы являетесь создателем собственного театра. Что это за название «Килизэ»? Это аббревиатура?

– Вовсе нет. Сперва началась работа над балетом, затем, по мере появления все новых и новых замыслов, возникла необходимость структурировать рабочие процессы в некий театрально-культурный центр, объединяющий различные проекты. Так возникла идея объединить все воедино. И родился наш театр. В нем мы делаем всё. Спектакли, балеты, снимаем документальные и художественные фильмы, создаем музыкальные композиции, концерты и выставки, творческие вечера…

Наш театр – многогранен, это синтез различного творчества. Поэтому придумали абсолютно новое слово. И у каждого есть возможность своей трактовки. Кто-то видит в названии «кино», кто-то «иллюзион»…

Да. Действительно, есть некое созвучие, определяющие и кино, и неопределенность иллюзий.

– Судя по Вашим спектаклям, Вы человек неординарный, можно сказать, любитель изобретать и выдумывать. Вы и в жизни такой, или только в творчестве?

– Я вообще по жизни экспериментатор и люблю людей экспериментаторов. И балетмейстер-постановщик Юрий Смекалов, и композитор Михаил Крылов, и саундтрек-продюсер Влад Жуков, и дирижёр-постановщик Евгений Хохлов, и художник-постановщик Вячеслав Окуневы, и многие другие – мастера экспериментальных постановок. Только слаженная работа таких творчески свободных мастеров позволяет создавать шедевры и покорять зрителей.

– Ну и традиционный вопрос всем творческим людям. Расскажите о Ваших дальнейших (в т.ч. творческих) планах. Чем еще удивите и порадуете зрителей?

– В ближайшее время мы планируем постановку нового балета, с рабочим названием «Возвращение к жизни» по моему одноименному рассказу, напечатанному в книге «Записки оптимиста». Беда может прийти в каждый дом, и не каждый может самостоятельно справится с ней. И на фоне этой беды человек может потерять интерес к жизни и опуститься на самое дно.

И вот тут главное, чтобы другой человек не прошел мимо. Небольшая остановка, протянуть руку помощи и – человек спасен, он возвращается к жизни. Таков сюжет следующего спектакля. Работа уже началась, секреты не буду выдавать.

В планах также гастроли по регионам России и за рубежом. Много творческих планов, не связанных с балетом, но это уже другая история…

Мы все носим маски. Маски детей и маски родителей, маски строгих учителей и послушных учеников, веселых оптимистов и печальных скептиков. Есть маски нейтральные, а есть агрессивные по отношению к тому, кто их надевает. Так, маска повелителя, дающая власть – это мощнейший источник искушений, с которыми справиться могут лишь единицы…


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *