Первое слово в этом заголовке не зря взято в кавычки, оно – название спектакля, показанного 18 января, в святой для всех ленинградцев День прорыва блокады Театром-студией «Два крыла», и одновременно стилистический режиссерский прием. А как же было иначе ставить спектакль по «Блокадной книге» А. Адамовича и Д. Гранина, построенной на живых воспоминаниях очевидцев тех событий?
И действительно, на сцене нам показывают, без «прикрас» и тенденциозности, всю жестокую правду, всю атмосферу, царящую в городе в то время. Причем персонажи говорят как бы от лица жителей блокадного Ленинграда. Говорят «вживую» (авторы постановки – Анна Богодухова, Владимир Черных, костюмы – Инны Чаплинской), и настолько достоверно, что не можешь им не верить. Во-первых, потому что в сценарии использованы дневники, письма и воспоминания тех, кто был в осажденном городе (детей и взрослых) – Юрия Рябинкина, Татьяны Богдановой, Лидии Охапкиной, Александра Дымова и других. И, главное, потому, что эти «голоса» исходят в зрительный зал от очень молодых (от 13 до 18 лет и чуть старше) актеров театра, играющих самозабвенно и настолько искренне, что кажется порой, они сами жили в это тяжелое время.
В спектакле занято около 30 исполнителей – ребят и девочек, и никого из них невозможно выделить, потому что это настоящий актерский ансамбль (и это при суровости и аскетизме, как и подобает тому времени, декораций и костюмов, но при этом великолепной музыкальности и пластичности самих исполнителей).
Не зря многие из них вышли из стен школы хореографии и сценических искусств, созданной почти 10 лет назад на берегах Невы. И все-таки смысловую линию спектакля создает дневник ленинградского школьника Юры Рябинкина. Именно от его лица воплощенный на сцене герой задает себе неудобные, порой просто жестокие вопросы: Почему мой желудок оказывается диктатором, порабощающим мой дух? Что я за ничтожное существо, если в борьбе за жизнь вступаю в состязание даже со своими близкими – матерью и сестрой, подворовывая у них последние крохи? Почему добро, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю?
Согласитесь, для 13-летнего мальчика, живущего в блокаду, как и исполнителя его роли, почти его ровесника, это не праздные, а сложные, философские, а порой и самоуничижительные вопросы. Не каждому дано на них ответить или получить ответ.
Потому с таким интересом каждый раз смотрят этот спектакль зрители, а это в основном подростки вместе с родителями, девушки и юноши, «только обдумывающие житьё», да и сами актеры (за время существования постановки сменилось уже 3 состава исполнителей). И всегда на спектакле «Голоса», который идет на разных площадках города, в том профессиональных, таких, например, как Кукольный театр сказки, драматический театр «Странник», всегда зал полон.
Немало за годы его существования появилось у театра и настоящих друзей среди питерских педагогов, деятелей культуры, писателей. И, в первую очередь, конечно, Даниил Гранин, один из авторов «Блокадной книги», по которой поставлены «Голоса». Он был и на премьере, и несколько раз после неё на встречах с юными исполнителями. Высокая оценка Д. Гранина, данная их труду, как и труду постановщиков, несомненно, будет их дальнейшим моральным и эстетическим ориентиром в дальнейшем творчестве. Вот что, в частности, он сказал:
– Я даже не ожидал, что такой замечательный спектакль можно поставить по «Блокадной книге». Волнующая получилась вещь. Ребятам удалось показать, что такое настоящий человек. Это победа совести и честности над голодом. Люди в блокаду старались не расчеловечиваться, а оставаться людьми. А что такое человек? Это существо, которое подчиняется любви!». Поистине, лучшего отзыва о театральном действе, как и лучшего духовного завета молодежи, и не придумаешь.