В Совете Федерации прошел «круглый стол», посвященный вопросам реализации федеральными парламентариями права законодательной инициативы

[dropcap]К[/dropcap]оличество законодательных инициатив неуклонно растет. За 24 года существования Конституции России принято чуть больше 2000 федеральных законов, проекты которых были внесены парламентариями. Но, к сожалению, процент принятия законов за все это время не превышал трети внесенных сенаторами законопроектов. Большинство законопроектов отвергается на стадии первого, а подчас и нулевого чтения.

С чем связано то, что такой большой процент законодательных инициатив не обретают статус законов? Для внесения законопроекта, на реализацию которого необходимы бюджетные ресурсы, необходимо заключение Правительства. Конституцией не предусмотрено, что заключение обязательно должно быть положительным. На деле же, отрицательное заключение Правительства стало однозначным показателем того, что законопроект принят не будет. Что в этой ситуации зачастую делает законодатель – пишет в финансово-экономическом обосновании, что законопроект не нуждается в бюджетных средствах. И в результате на свет появляются законы, на которые просто нет закладки в бюджете.

Что касается подготовки самого финансово-экономического обоснования, то его разработка вызывает большие трудности.

«Отмечу, что согласование законопроекта в Правительстве проходит по достаточно длительной процедуре и это не дает 100% результат в тщательности проработки. Предлагаю рассмотреть такую форму взаимодействия, при которой инициатива, которая требует срочного внесения и принятия (как вопрос с водоканалами и аккредитованными СМИ) могут быть внесены сенаторами или депутатами, а Правительство подключится на стадии поправок. На мой взгляд, результат для граждан и государства будет более эффективный при таком механизме», — отметил Андрей Кутепов.

В качестве примера сенатор привел законопроект в 108ФЗ, связанный с проведением чемпионата мира по футболу: «Законопроект соответствует требованиям Заявочной книги и поручению Президента по итогам совместного заседания Совета по развитию физической культуры и наблюдательного совета оргкомитета «Россия 2018». Мы предложили установить бесплатный проезд в дополнительных поездах для аккредитованных СМИ на Чемпионате мира. Такая практика применялась на многих чемпионатах. Перед внесением согласовали это предложение с профильными ведомствами, нас поддержали. Однако, Правительство данный законопроект не поддержало. В отзыве указано, что Правительство планирует расширить круг лиц, которым будет предоставлен бесплатный проезд. Отмечу, что такие установки не содержались в поручении Президента и этот вопрос можно решить путем внесения поправок в наш, уже внесенный законопроект. На сегодняшний день, Правительство свой проект до настоящего времени не внесло и наш законопроект направило на отклонение. Результата нет.

Весной наш комитет провел «круглый стол», посвященный проблемам осуществления закупок предприятиями водоснабжения и водоотведения, а осенью — ТЭКам. В рекомендациях этих мероприятий, которые были разосланы в профильные министерства, отмечалась необходимость внесения поправок в федеральное законодательство о контрактной системе. Мною по итогам весеннего стола был разработан и внесен в Госдуму соответствующий законопроект об изменениях в Федеральный закон №44-ФЗ и в Федеральный закон №223-ФЗ, которого ждут все ресурсоснабжающие ГУП и МУП, и который был положительно оценен Минфином и Федеральной антимонопольной службой на заседании круглого стола по предприятиям теплоснабжения. Надеюсь, не будет сбоев при согласовании данного законопроекта со стороны Правительства РФ, так как если сейчас этот законопроект не будет поддержан, деятельность ГУП и МУП будет блокирована. В следующем году они не смогут делать необходимые закупки.

О чем свидетельствуют приведенные примеры. На наш взгляд, законодательный процесс во многом тормозится из-за отсутствия закона о принятии федеральных конституционных и федеральных законов. Этот законопроект — так называемый парламентский долгострой, был принят в первом чтении еще Думой второго созыва. Полтора года назад Правительством было дано поручение Минюсту реанимировать работу над законопроектом. Но с места ничего не сдвинулось. В результате, законодательный процесс регулируется на практике подчас не во всем скоординированными актами – Регламентами палат Федерального Собрания и Регламентом Правительства».

Для повышения «проходимости» законопроектов членов Совета Федерации в Госдуме Андрей Кутепов внес предложение включить Госдуме в программу на текущую сессию в приоритет законопроекты, внесенные членами Совета Федерации. Для этого потребуются дополнения пункта 1.2. статьи 50 Регламента Госдумы. В поддержку такого решения он привел текст части 1 статьи 104 Конституции, которая содержит перечисление субъектов права законодательной инициативы в определенном порядке. Сначала указан Президент Российской Федерации, затем Совет Федерации и его члены и только потом иные субъекты права законодательной инициативы.

При этом членам Совета Федерации можно рекомендовать чаще применять положения Регламента своей палаты, предусматривающие возможность направления разработанного ими законопроекта в профильный комитет Совета Федерации, для дополнительной профессиональной проработки. На практике «сенаторы» этим правом пользуются не часто, полагая, что это сковывает их самостоятельные права.

Сенатор отметил: «Хотелось бы обратить внимание на еще одну форму реализации права законодательной инициативы – поправке к законопроекту. Следует акцентировать внимание парламентариев именно на поправке к законопроектам второго чтения, поскольку она менее формализована и более эффективна. Одна грамотная, своевременно поданная поправка, по своей значимости может быть результативнее непроработанных законопроектов, носящих технический характер».


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *