НАД ВОЛЬНОЙ НЕВОЙ… ПРАЗДНИК «МИРА И СПОРТА»
[dropcap]4[/dropcap][dropcap]0[/dropcap] лет назад в СССР наступил коммунизм. Правда, только в пяти городах Советского Союза: Москве, Ленинграде, Таллинне, Минске и Киеве. И только на две недели. В страну пришла Олимпиада-80. И хоть центром всех олимпийских мероприятий стала Москва, городу-герою Ленинграду хватило олимпийского огня и олимпийского коммунизма.
…А РЕГАТА ДОСТАЛАСЬ ТАЛЛИННУ…
Ленинград изначально готовили к олимпийской регате. Групповые соревнования по футболу шли «гарниром». Готовили – с идеологической точки зрения. Госкомспорт буквально накануне игр выбирал, куда бросить силы и средства: в город-герой Ленинград, в Таллинн или Ригу. Большинство яхтсменов отдавали предпочтение Северной Пальмире. Но… произошло то, что произошло. Есть мнение – регату «прохлопал» первый секретарь Ленинградского обкома партии Григорий Романов. Он рассуждал так: если Москва даст команду (и деньги), будем проводить регату, не даст – не будем. Было еще одно мнение: Америка и многие страны Западной Европы, мягко говоря, не признавали «коммунизм» в Прибалтике. Олимпийская регата в советском Таллинне – важный элемент Олимпийских игр, должна была выбить почву из-под ног антисоветчиков. Знающие люди утверждают, виной всему была… глупость. Представители Госкомспорта СССР битый час просидели в смольнинской приемной, дабы по окончании встречи с тогдашним партийным хозяином Ленинграда осмотреть потенциальные олимпийские объекты – включая яхтенную инфраструктуру. Когда спохватились, стало известно: Госкомспорт Союза объявил Таллинн «столицей олимпийской регаты»…
ЛЕНИНГРАДСКОЕ, ЗНАЧИТ – ОЛИМПИЙСКОЕ
«…Хорошеет на глазах Ленинград, к нам идет Олимпиада…» – пестрят громкими заголовками газетные публикации начала 80-го. Газета «Смена» без устали печатает репортажи с предприятий города, трудившихся на Олимпиаду. Так, именно ленинградцы создали знаменитый факел-переноску для олимпийского огня. «…Новые медали Олимпиады-80 чеканят на ленинградском Монетном дворе. Это едва ли не самый почетный и ответственный из тех сотен заказов, которые успешно выполняет промышленность Ленинграда. Таких медалей будет 1351, из них 444 – золотые», – пишет неутомимая «Смена». Объединение «Цветы» постаралось от души: специально к празднику мира и спорта было выращено почти 3,5 млн вкусно пахнущих даров природы – в основном роз и гвоздик. К нам едет спортсмен-интурист! Поэтому для «Интуриста» создается отдельный образцовый «олимпийский парк» из 150 таксомоторов. Комсомольцы «Европейской» гостиницы своими руками отполировали и покрыли лаком полторы тысячи стульев. А в меню ресторана гостинцы появилось новое блюдо – «Буженина олимпийская».
О, ЛЕНИНГРАДСКИЙ СПОРТ, ТЫ – МИР!
Но самые главные объекты Олимпиады, конечно же, спортивные площадки. Стройка тут кипит и день и ночь. 80-й год вписан золотыми буквами в историю нынешнего стадиона «Петровский». Обновили почти все, установили новые светотехнические мачты. Из крупных объектов стоит отметить СКК на проспекте Гагарина.
«…Когда три года назад мы стояли на проспекте Гагарина, то видели лишь котлован, сваи и в опалубке первый этаж. Сегодня универсальная спортивная арена построена. Мы, строители, ждем праздника Олимпиады с не меньшим волнением и радостью, чем спортсмены. Ведь никакие прихоти президента Картера не победят искреннего желания народов встретиться в честной спортивной борьбе (речь идет о бойкоте стран Запада нашей Олимпиады по причине ввода советских войск в Афганистан. – Прим. ред.).
На нашей арене можно заниматься 14 видами спорта. И я верю, что мой сын еще сыграет в футбол с американскими парнями, потому что XXII игры в Москве не последние в Советском Союзе…», – это письмо бригадира каменщиков треста №16 Главленинградстроя А. Бондаренко «Смена» напечатала 11 мая 1980 года. И под письмом «правильно мыслящего» бригадира каменщиков карикатура – олимпийский Мишка нокаутирует дядю Сэма.
ФИФА ОСТАЛАСЬ ДОВОЛЬНА
Объектом №1 ленинградского сегмента Олимпийских игр стал тогдашний стадион имени Кирова. Тут намечены основные игры, запланированы церемонии открытия и закрытия. И своя чаша олимпийского огня! В перестройке стадиона было задействовано 25 подрядных организаций. Пока одни без устали тянули телефонный кабель, другие меняли основание стадиона, ставили светотехнические мачты, которых до сего момента на стадионе имени Кирова не было вовсе.
За несколько дней до открытия Игр работу «принял» генеральный секретарь ФИФА Хельмут Кейзер: «Всему, что я и мои спутники здесь увидели, может быть дана лишь одна оценка – «отлично!».
И ПРОСТОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ЧУДО В ПРИДАЧУ…
В режиссерскую группу постановщиков церемонии открытия и закрытия московской, основной, части Олимпиады входили и ленинградцы – преподаватели и студенты Института культуры им. Крупской. Бригада постановщиков церемониальной части была большой – свыше 100 человек. И каждый отвечал за свой фронт работ. Не обошлось без неприятностей. Представители Международного олимпийского комитета невзначай заметили, что в Лужниках – да и в Москве в целом, слишком много… красного цвета! Использовано для пущего декорирования столицы. Специалисты парировали: красный цвет – цвет нашего флага! «Флаги оставьте, лишний красный цвет уберите!». И так во всем!
Изначально под пахмутовскую «На трибунах становится тише…» в вечернее московское небо хотели запустить… живого медведя! Кастинг, как несложно догадаться, ни один медведь не прошел. И тут во время очередного совещания к измученным постановщикам церемонии закрытия Олимпийских игр в Москве приходит озарение: а что, если сделать Мишку-зонд? Сказано – сделано. Могучий косолапый готов к полету… Но не тут-то было! Улыбчивый символ Олимпиады никак не хотел правильно взлетать. Заваливался, вредина, на бок и только потом поднимался в воздух. Опять «мозговой штурм» – а если Мишку «центровать» воздушными шарами? И все равно выходило не идеально – олимпийский символ взлетал прямо, но летел не вверх, а чуть-чуть в сторону. На генеральной репетиции церемонии закрытия было именно так. Но… Как отмечают режиссеры-постановщики олимпийской программы, на церемонии закрытия Олимпийских игр случилось чудо. Они уже отчаялись бороться с несговорчивым олимпийским символом, как вдруг на церемонии закрытия, когда на Мишку нацелены были все телекамеры мира, медведь полетел ПРЯМО! Чудо? Наверное. Простое олимпийское чудо…